Хрустальный шок
Какие проблемы проявил во Владивостоке ледяной дождь
В этом году Владивосток уже дважды столкнулся с такими природными стихиями, которых прежде тут не замечалось. В сентябре тайфун налетел на город с такой силой, что срывал с якорей суда даже в закрытых бухтах. А 19 ноября на город вместо ожидаемого легкого снежка пролился хрустальный дождь.
В слове «хрустальный» много поэтики, но нет преувеличения. Атмосферные слои так перемешались, что у земли скопился холодный северный воздух, а сквозь него лил теплый южный дождь. И за ночь он покрыл ледяной глазурью дома, машины и провода. И это была не лакировка в миллиметр. Это была основательная и заботливая работа природы, чтобы все превратилось в хрусталь. Все и превратилось. Ледяной ламинат был толщиной от сантиметра до двух. И абсолютно прозрачный, как лучший богемский хрусталь.
Обычного потепления не произошло. Напротив, морозы ночью ушли за минус десять. И даже спустя несколько дней, когда я пишу эти строки, город сверкает на солнце как хрустальный чертог. И все бы ничего, но лед оборвал провода электроснабжения, оптические кабели связи. И весь полуостров Муравьева-Амурского стал сказочно красив и катастрофически непригоден для обычной жизни более полумиллиона людей. В первый день света не было почти у всех, потом героической работой аварийных служб в некоторые районы вернулось электричество. Но не во все, в пригородах, даже в новых коттеджных поселках электричества не было четыре-пять дней. И целый огромный район города — Чуркин, куда к саммиту стран АТЭС 2012 года был переброшен мост через Золотой Рог, оставался без света и тепла почти неделю. А это не менее 60 тысяч человек. Произошло это потому, что не просто оборвались провода, но рухнули металлические опоры высоковольтной ЛЭП. Только 25 ноября электроснабжение района возобновили.
И сейчас еще Владивосток — это город с обледеневшими тротуарами, ледяными лестницами, проводами, что валяются везде, даже на дорогах, и кучами веток и обломков деревьев на каждом шагу, словно в городе идет массовая заготовка хвороста. Только не видно тех, кому этот хворост нужен.
В городе был введен режим ЧС. Губернатор не спал ночами и был там, где должно: где мерзли люди, где пилили старые и ставили новые опоры ЛЭП. Мэра никто не видел, потому что он был в больнице с коронавирусом, где, скорее всего, проклинал свою невезучесть (или везучесть?). Официальные сводки о ходе восстановительных работ тиражировались хорошо, а я просто описываю то, что видел сам и слышал от горожан.
Народный телеграф
О чем говорят люди в «хрустальном городе»?
Ну вот, например, на несколько дней героем города стал человек, чудом оставшийся в живых. Утром 20 ноября горожане были полны оптимизма, никто еще не предполагал, что поднявшийся ветер станет ломать деревья, рвать провода и город на несколько дней останется без света, воды, тепла, интернета. Все утром вышли к своим машинам и долго в недоумении на них смотрели. Ни в одной покрасочной мастерской не удалось бы так ладно, прочно и таким толстым слоем покрыть кузова защитным лаком. Как попасть в машину, чтобы завести и отогреть?
«Стучите, братья, по двери чем-нибудь мягким, но аккуратно!» Хорошо, что металл гибкий. Минут через пять вибрирующего стука лед покрывался трещинами и кое-где начинал отпадать. Народ пока еще веселился и пересылал друг другу видео, как некто отбивал лед топором. Другой уже из отогретой машины, опустив стекло, головой пробивал корку льда и т.д. Хуже всего было дамам и барышням. Женщины не хотели и не могли стучать по металлу кулаком. И если звать на помощь было некого, то, покурив у машины или позвонив подругам, возвращались домой.
Так вот, видеокамера у подъезда одного из домов записала: человек открыл свой «Ниссан», завел и вышел счищать лед и снег с кузова. Вдруг он поднимает голову на какой-то звук и отбегает в сторону. И в ту же секунду в эту машину врезается сорвавшийся с крыши бетонный карниз. Он бьет как раз по водительскому месту и сминает железо до пола… Ролик об этом посмотрели все. И все поздравляли счастливца со вторым рождением. Парень растрогался и выложил в соцсетях фото, как он у разбитой машины, запрокинув голову, пьет из бутылки коньяк…
Еще прислушиваются к разъяснениям экспертов, толкующим творящиеся за окном чудеса.
Вот, скажем, популярны в сетях ссылки на «физика» (имени нет, но так его называют в перепостах): «Ледяной дождь породил удивительный эффект — конструкции, который он покрыл, не просто набрали вес, но и стали классическими "сэндвичами" или даже "монококками". Увеличившаяся нагрузка компенсировалась усилением конструкции с помощью льда. Если бы лед был только сверху, при достижении определенного веса ветка сломалась бы. Но лед как синтетическая смола обволакивал поверхность равномерно и защищал ее от излома. И только сильный ветер, который начал качать ветви и образовывать трещины в ледяном покрытии, вызвал массовый облом веток».
А еще среди местных хитов есть «ботаник». Весьма, к слову, толковый: «К этому хрустальному дождю не готовы были не только коммунальные службы, но и уссурийская тайга, которая, казалось бы, должна быть приспособлена ко всем капризам природы. Это говорит о том, что подобных стихийных явлений было очень мало и они не повлияли на отбор флоры. В лесу стоял просто постоянный треск от ломавшихся ветвей, а иногда слышны были словно ружейные выстрелы — это ломались стволы. Вот искусственные насаждения в городе ясно показали, какие деревья не выдержали нагрузки. Первыми стали ломаться американские клены (клены ясенелистные). Их два века как завезли в Европу, и они давно сами стали распространяться, вытесняя местные виды. Так вот, лед поломал их основательно. И поделом: сорное дерево, древесина не имеет никакой ценности из-за многих изъянов. Потом стали крушиться тополя разных видов. За ними липы и березы. Кажется, что береза очень гибкое дерево, из него "дуги гнут", но это до определенного возраста. Дальше она теряет это свойство и немилосердно обламывается по стволу, даже береза Шмидта (прозванная железной, или каменной, за свою твердость и вес). Под ветровой нагрузкой стали ломаться ветки ясеней и вязов, хотя древесина этих пород очень прочная, гибкая и вязкая. Как ни странно, очень хорошо себя показали южные породы: орех маньчжурский и даже каштан. Из-за особого строения кроны они равномерно распределили нагрузку. Дубы просто молодцы, стояли как богатыри. Ну и все хвойные (корейские кедры, пихты, ели, лиственница, тис) показали себя блестяще: только опустили лапы под тяжестью льда. Да и там в городе, где деревья были вовремя и правильно обрезаны, они ни поломались, ни оборвали провода…»
Или вот электромонтер оперативно-разъездной бригады: «Ну совсем Владивосток не готов к ЧС, я вот с Сахалина, у нас все не так…. Мы готовы всегда! У нас даже лагеря тут же можно разбить с палатками и печками для людей. А тут вы разбалованные какие-то. Но чтоб такое! Я даже на Сахалине не видел! На моих глазах вышка накренилась и падала. Медленно так. Представь, какая нагрузка на проводах была, чтобы вышку надломить! Лучше бы провода порвались, а она бы стояла. Ветер качнул, она пошла в сторону и рухнула! Почему упала? Представь: ее высота 25 метров — вон какой рычаг, если потянуть за верхушку. Да и стоит у моря, ветер приносит соль, она коррозирует быстрее. Да и сколько ей лет-то было? Она должна 50 лет стоять минимум, пожалуй, что ей больше было…»
Мосты и термовода
Во Владивостоке два моста над морем. Это одни из самых длинных и красивых вантовых мостов в мире. Для нас важно, чем они отличаются. Проектировщики не стали их делать по одной схеме: у одного моста опоры в виде рожек или буквы «V», это мост через Золотой Рог; у другого, что ведет на остров Русский, опоры в виде буквы «А». И вот теперь стало ясно, какая конструкция выигрышней. Оба моста заледенели, на обоих ванты покрылись гильзами льда. Но на Золотом мосту лед с вант падает в море, и горе тому катеру или судну, что поймает такую сосульку. А на Русском мосту глыбы льда падают на дорогу, прямо на машины, словно их бросают из осажденной крепости по врагам.
Поэтому Золотой мост закрыли на несколько часов, чтобы его очистить «термоводой» (услышав это слово в официальном сообщении, все СМИ его послушно повторили. Войдет ли оно в словари? Или в языке по-прежнему останется слово «кипяток» либо словосочетание «горячая вода» — пока непонятно). А вот Русский мост закрыт несколько дней. И, кажется, никто не понимает, как быстро очистить его ванты. В городе возникла легкая паника. На Русском свет есть только в кампусе ДВФУ, где автономная энергетика, и многие люди из поселков хотели переселиться к родственникам на материк. Пошел слух: из-за льда на Русском мосту рвутся ванты и комментарии типа: «ненадолго хватило чуда русской инженерной мысли». Но ванты, кстати, рассчитанные и установленные французскими специалистами, не рвутся, только с одной льдом стянуло чехол и он, как змея, болтался над водой, пока смогли его поднять. Сейчас ванты очищают… вручную: альпинист скользит по ним на страховке и сбивает лед ледорубом. Зрелище завораживающее, а короткое видео процесса — чемпион по просмотрам в соцсетях.
Когда строили мост, доказывали, что он надежнее, чем сообщение по морю, которое иногда прерывалось из-за льда или штормов. Поэтому с 2012 года паромное сообщение с островом прекратилось. Теперь все радуются: хорошо, что старенький паром «Босфор Восточный» еще жив и полон сил. Забытый, он снова стал любимцем и героем. Час туда, час обратно с утра до полуночи. Двадцать машин на борту и более 200 пассажиров на двух палубах. За пару дней почти всех вывез с острова. За перевоз денег не брали… А студенты и преподаватели ДВФУ, отрезанные от города, смогли остаться в кампусе, им предложили места в университетских гостиницах.
Взгляд со стороны
Когда первый шок от «хрустального нашествия» чуть прошел, стали прислушиваться и присматриваться к тому, что говорят о ситуации другие.
Вот, к примеру, рассуждает о происходящем в столице Приморья китаец: «Очень, очень долго нет света. Нет мэра — нет света. В Харбине тоже бывают аварии, тоже нет света, тоже люди мерзнут. Но день. Всего день. Если мэр один не справляется, он просит губернатора. Если губернатор провинции не справляется, он просит партию. Партия просит армию. Прилетают самолеты. Привозят генераторы. Чинят, меняют провода, трубы, батареи. Мэра тоже меняют. И первого секретаря партии тоже меняют. А у вас ничего не меняют».
Сюжеты о ледяном дожде вызвали внимание к Владивостоку по всему миру. Но если британская BBC докладывала о людях без света, то японское телевидение (NHK) целую минуту показывало, как красиво лед покрыл решетки набережной, ветви деревьев, ягоды; показывало детей, играющих сосульками. После чего включило Владивосток в прогноз погоды, наравне с Улан-Батором, чего раньше обычно не делало.
Поразило владивостокцев и отечественное ТВ. «Чёрт-те что происходит во Владивостоке… Более 100 тысяч человек четвертый день живут при минусовой температуре… Раньше всех на помощь Владивостоку пришли соседние страны. Китай отправил, Корея Южная отправила… Спички везут на кораблях, теплую одежду, запасы воды, радиаторы, печки…» Автор ценной информации — Андрей Караулов. Это выступление телевизионного мэтра взволновало горожан, никто им не говорил, что им везут спички и воду кораблями. Возник было ропот: и где эта гуманитарная помощь? Где застряла? Никто ничего не знает... Потом схлынуло: была ли она вообще?
Разброс в оценках
Что люди думают по поводу всего происходящего вокруг?
Вот живая картинка: человек стоит у канала, что отделяет от острова Русский ту его часть, которая называется остров Елены, снимает на телефон вышки высоковольтной линии, которые передают электроэнергию с материка на остров Русский, и ведет репортаж. Судя по его машине и речи, он из «приблатненных», то есть тех, что больше стараются казаться членами местной банды, нежели в самом деле ими являются: «Я …тут у канала … мать … провода … в воде … теперь и катер хрен тут пройдет … Вышкам … пришел конец, стоят … как голые ... Короче, все оборвано … !»
А вот мнение одного из бывших руководителей города: «Не понимаю: почему мобильные военные кухни развернули на Чуркине только на четвертый день? Почему сразу не начали раздавать жителям Чуркина баллончики с газом, свечи и воду? Почему сначала дали коммерсам нажиться на этом? Такое впечатление, что не только мэра нет в городе, но всей администрации тоже нет. В мое время, прежде чем назначить человека замом главы по ЖКХ, он должен был доказать, что достоин и разбирается в деле: по памяти перечислить, где какие трубы в земле, когда их срок менять … какие подстанции, какой мощности, когда построены, на какие районы заведены и какие аварийные мощности есть в городе… А сейчас? Понабрали с силиконовыми сиськами… Инженеры, инженеры нужны, а не менеджеры! У нас оперативными дежурными по городу были люди, которые могли самостоятельно принимать решения. Это в основном военные, бывшие командиры частей, командиры кораблей, самолетов, которые привыкли принимать ответственные решения в сложных условиях. И утром докладывали, какие меры приняты, сколько продуктов куда доставлено. И не понимаю, у нас же в 2008 году в городе были два автономных мощных генератора. Где они? Кому продали? Надеюсь, прокурор разберется!»
Да, в городе были две мобильные газотурбинные станции Mobil Pac мощностью 22,5 МВт. Их поставили в 2008 году для подмены выпадающих подстанций во время реконструкции линий электроснабжения. В декабре 2015 года их отправили из Владивостока в Крым для ликвидации дефицита энергоснабжения. Но что же было в городе на случай аварии? Прокуратура разберется?
Ей еще много в чем хорошо бы разобраться. Ну, например, в том, почему под высоковольтной ЛЭП, что пересекала старое Морское кладбище Владивостока, оказались захоронения? Это же охранная зона, кто разрешил выделить там места под могилы? Когда вышки упали, спасателям пришлось на руках выносить их разрезанные обломки, ступая по надгробиям. И насколько эффективно работали аварийные генераторы в мэрии или местном МЧС? Какие линии связи были задействованы для информирования граждан о ЧС и принимаемых мерах? Почему полевые кухни развернули только через несколько дней? Почему не сразу привлекались достаточные силы для ликвидации последствий катастрофического ледяного дождя? Очень много существенных «почему»…
Пока же жители города мудро надеются, что работа над ошибками будет проведена, выводы сделаны и следующее несчастье не застигнет самый важный русский города на Тихом океане врасплох. А лед? Яркое ноябрьское приморское солнце в пару недель с ним покончит окончательно. И он сохранится только в памяти и на фотографиях, как еще одна яркая страница жизни этого удивительного города. И люди будут жалеть, что эта хрустальная красота не достояла до Нового года.