Все, что есть в женщине

София Лорен снова на экране

Елена Пушкарская, Рим

В новом фильме София Лорен играет одинокую старуху, в прошлом проститутку и узницу концлагеря

Фото: Palomar

На Netflix вышел фильм с Софией Лорен

Вышедшая в середине ноября на платформе Netflix лента Эдоардо Понти «Вся жизнь впереди» интересна прежде всего тем, что главную роль в нем играет София Лорен. 86-летняя звезда, доводящаяся, кто не знает, матерью режиссеру, рисует образ одинокой старухи мадам Роза (с ударением на последний слог) так тонко, ярко и без всяких скидок на возраст, что о ленте уже заговорили как о возможной кандидатуре на «Оскар». Интригу подогревает тот факт, что золотую статуэтку (и кучу других кинонаград) уже получил фильм с той же сюжетной линией и с таким же названием, снятый в 1977 году французским режиссером Моше Мизрахи, где мадам Роза сыграла легендарная Симона Синьоре.

Чем известна София Лорен

Смотреть

Вообще, рассказывать об этом фильме как открывать шкатулку с секретами. В основе обеих лент — одноименный роман Ромена Гари, французского писателя с русско-еврейскими корнями, который ярко проявил себя не только на литературном, но и дипломатическом и военном поприще, а ради получения второй Гонкуровской премии пошел на мистификацию, подписав «Вся жизнь впереди» псевдонимом Эмиль Ажар.

«Огонек» посмотрел фильм и побывал на его презентации. И то, и другое убеждает в правоте названия романа и созданных по нему кинолент.

Нового фильма с Софией Лорен поклонникам ее таланта пришлось ждать почти семь лет. Актриса не появлялась на экране с 2014 года, когда ее сын, кинорежиссер Эдоардо Понти, уговорил сняться в его ленте по пьесе Жана Кокто «Человеческий голос». Голос этот, впрочем, так и не зазвучал с большого экрана: занимавшееся дистрибуцией издание Rizzoli выпустило этот «фильм не для всех» лишь на DVD. «Вся жизнь впереди» должна была выйти в первые дни ноября в итальянских кинотеатрах, но к тому времени они уже были закрыты из-за ковида. По счастью, дистрибуторское соглашение предусматривало показ на Netflix, где ленту можно посмотреть с 13 ноября.

— Даже не знаю, почему я так долго не была на съемочной площадке,— пожимает плечами 86-летняя дива на презентации фильма, проходящей, разумеется, в режиме онлайн — актриса, по ее признанию, очень боится ковида.

— По правде говоря, я даже и не отдавала себе в этом отчета. Время пронеслось незаметно. После такой насыщенной карьеры, какая была, мне, наверное, надо было отдохнуть, и я решила пожить немножко семейной жизнью. Но потом Эдоардо предложил мне этот фильм. Меня заинтересовала прежде всего история, которую восприняла с большим сочувствием, и во мне вновь проснулся тот энтузиазм, который был, когда я только начинала работать в кино.

Запавшая в душу актрисы история, которую она определяет для себя как притчу о терпимости, прощении и любви, произвела, как уже сказано, впечатление и на Гонкуровское жюри в 1975 году. Описанные в книге перипетии сперва тяжелых, а затем трогательных взаимоотношений дряхлеющей женщины, в прошлом проститутки, чье одиночество усугубляется мучительными воспоминаниями о заключении в Освенциме, и арабского мальчика-сироты, с его кошмарами и душевными ранами, и легли в основу фильма.

Эти двое — мадам Роза и Момо, сын беженцев из Сенегала,— оказались по-настоящему нужны друг другу

Фото: Palomar

В отличие от первоисточника, где все происходит в Париже, действие фильма развертывается на юге — в итальянском Бари, не слишком благополучном городе с криминальными и иммигрантскими проблемами, что придает случившейся полвека назад парижской истории современное звучание. Впрочем, хочется думать, что фильм не о мультиэтничной мечте, не отпускающей интеллектуальную Италию (Момо, которого приютила героиня Софии Лорен,— сын беженцев из Сенегала), и даже не о современных отверженных (хотя фильм начинается с украденных сенегальцем серебряных подсвечников, а в какой-то момент появляется и сама книга, которую подросток в сердцах рвет в клочья), а о человеческих эмоциях и потребности в любви.

— Нужен был город горячий, живой и животворный. Бари сразу показался мне идеальным городом для съемок,— объясняет свой выбор Эдоардо Понти.

Нельзя не порадоваться, что съемки проходили летом 2019-го, потом сделать это было бы уже сложнее.

Южный город с его узкими улочками, базаром, рыбным рынком и морем снят подробно и с чувством, так что соскучившиеся за время локдаунов по южному итальянскому колориту зрители смогут обновить свои воспоминания.

К тому же Бари — это почти Неаполь, любимые места Софии Лорен, где прошли ее детство и юность и где разыгрывались драмы ее многочисленных киногероинь. Фильм полон цитат и отсылок к прежним фильмам Лорен. Зарабатывающая на старости лет тем, что присматривает за детьми проституток, мадам Роза напомнит о Филумене из «Брака по-итальянски» Витторио Де Сика (напомним, что за роль Филумены София Лорен получила номинацию на второго «Оскара»). А сцену на крыше дома с развешанным бельем режиссер снимал, по его признанию, как оммаж «Необычному дню» Этторе Сколы с филигранным дуэтом Софии Лорен и Марчелло Мастроянни.

Отвечая на вопрос о том, надеется ли Лорен на новую золотую статуэтку (разговоры об этом в киношных кругах уже ведутся), актриса, в багаже которой уже имеются две высшие награды Американской киноакадемии, отвечала: лучшей наградой для нее стали сами съемки. А возвращаясь к сцене на крыше, где она в оцепенении, уйдя в мир воспоминаний, сидит под дождем, София призналась, что ей трудно дался первый план:

— Нужно было сидеть неподвижно, а дождь так и хлестал, но Эдоардо сказал: «Не моргай, пожалуйста». И мне не оставалось ничего другого. Ведь это была просьба сына, а не просто режиссера.

— Не могу передать словами, что я переживаю каждый раз, когда работаю с ней,— продолжил тему Эдоардо Понти (в 2002 году он снимал Софию Лорен в ленте «Чужие сердца», а в 2014-м в «Человеческом голосе».— «О»).— Самое дорогое — то взаимное доверие и сила, которые мы передаем друг другу на площадке.

Сыновний взгляд через камеру бережен и нежен. В первых кадрах фильма мы видим почти прежнюю Софию, статную, властную, с великолепными, хотя и седыми волосами и довольно глубоким декольте. Она по-южному резко жестикулирует и грациозно танцует. Но затем мы становимся свидетелями, какой осторожной и порой неверной походкой ступает мадам Роза, стараемся поймать ее временами застывший, почти как при Альцгеймере, взгляд, когда она уходит в мир своих воспоминаний.

Нет секрета, почему пожилая уже кинодива прекрасна в каждом кадре — фильм снят с любовью, ведь его режиссером стал сын Лорен

Фото: Palomar

Фильм все время балансирует между реальностью и воображением. Заключительные эпизоды ленты полны символики, по-особому считывающейся в эпоху одиноких ковидных смертей,— Момо «похищает» мадам Роза из больницы. В инвалидном кресле он катит ее через весь город домой, чтобы она провела там, а вернее, в выстроенном ею то ли в реальности, то ли в фантазиях подвальном убежище воспоминаний, последние часы.

— В жизни случаются вещи, которые невозможно забыть,— объясняет София Лорен кошмарные воспоминания об Освенциме, которые преследуют ее героиню.— Я была маленькой во время войны, но хорошо помню те времена. И это помогало мне создавать кинематографические образы женщин, за плечами которых такое тяжелое прошлое, как у мадам Роза.

А на вопрос, сколько в образе мадам Роза самой Лорен, актриса ответила:

— Мадам Роза воплощает в себе все, что есть в женщине: она сильная и слабая, забавная, чувствительная — это все то, что мне всегда хотелось показать в своих героинях.

Вся лента