В чем преимущества контрактов жизненного цикла?
Григорий Колганов — о процедуре закупок оборудования
Обозреватель “Ъ FM” Григорий Колганов рассказывает, чем КЖЦ отличаются от стандартного процесса государственных закупок.
Контракт жизненного цикла — это приобретение технологичной продукции для нужд города с дальнейшим обслуживанием и ремонтом, который проводит победитель конкурса. В этом главное отличие от обычной процедуры госзакупок, когда оборудование приобреталось отдельно, а потом объявлялся тендер на сервисные работы. Их приходилось ждать довольно долго, да и квалификация сторонних исполнителей вызывала вопросы.
По контрактам жизненного цикла закупаются впечатляющие объемы, например, Москва только в сфере транспорта, ЖКХ и медицины заключила их более чем на 500 млрд руб. Такие масштабы вызывают интерес у крупных производителей, отмечает гендиректор компании Siemens Healthineers в России и Центральной Азии Светлана Гербель, хотя даже им приходится просчитывать риски: «Объединение закупки оборудования и сервиса дает определенные преимущества как заказчику, так и поставщику. При этом длительность реализации подобного проекта несет потенциальные сложности, связанные как минимум с курсовой разницей.
При этом плановый режим обслуживания оборудования позволяет нам достаточно предиктивно строить финансовую модель и сокращать издержки при выполнении высоких гарантий».
Один только Siemens в рамках таких контрактов поставит Москве более 300 единиц сложного медицинского оборудования, а всего город заключил этих соглашений более чем на 31 млрд руб. Причем за счет высокой конкуренции сумму в договорах удалось снизить в среднем на 44%. Тут власти идут на небольшую хитрость: в кооперацию со столицей вступают другие регионы, так, растет объем закупки, а цена падает. Опыт весьма удачный, говорит глава московского департамента инвестиционной и промышленной политики Александр Прохоров:
«По КЖЦ только компания Philips установит в клиниках Москвы и Ямало-Ненецком автономном округе 284 ультразвуковые системы. Мы провели ряд торгов на закупку медицинского оборудования и совместно с другими регионами. Например, с Пермским краем был проведен успешный конкурс на поставку ангиографов, что позволило регионам приобрести оборудование вполовину дешевле по сравнению с начальной ценой. Также совместные закупки прошли и с Ханты-Мансийским автономным округом».
Как отмечают в департаменте инвестполитики, по каждому лоту поступает до шести заявок от ведущих мировых производителей. Это еще одно важное отличие от стандартной процедуры госзакупок, которую критикуют за то, что на тендер приходят сомнительные перекупщики и предлагают минимальную цену. В рамках контрактов жизненного цикла оценивается не только стоимость поставок, но и другие важные критерии, рассказывает финансовый консультант и менеджер по развитию проектов КЖЦ компании Philips в России и СНГ Андрей Шевченко: «По последним тендерам цена составляет только 60% от всего объема тендерных критериев. Там есть опыт участия в контрактах жизненного цикла, есть опыт поставки оборудования по 44 ФЗ. Мы тратим в районе недели на сбор соответствующей документации. На проработку одного тендера госзакупок тратилось тоже большое количество ресурсов. Тут мы также тратим огромное количество ресурсов, но они окупаются объемом».
В рамках контрактов жизненного цикла технические требования прописаны так, что им может отвечать только передовое медицинское оборудование. И это, пожалуй, самое приятное для москвичей, ведь за 10-12 лет у такой техники меньше шансов устареть.