Mail.ru Group ставит на мини
Компания готовит к выпуску новую версию умной колонки
Вслед за «Яндексом» уменьшенную и более дешевую версию умной колонки готовится представить Mail.ru Group. Устройство будет стоить около 4 тыс. руб., эксперты считают цену завышенной. По их мнению, группа не планирует делать серьезную ставку на продажу устройств, а просто демонстрирует рынку свои возможности.
Mail.ru Group разрабатывает мини-версию умной колонки «Капсула» с голосовым помощником, рассказал “Ъ” близкий к компании источник. Представитель Mail.ru Group подтвердил такие планы и отказался от комментариев. По словам собеседника “Ъ”, устройство планируется выпустить весной.
Мини-версия «Капсулы» будет относиться к нише «прикроватных гаджетов» и стоить около 4 тыс. руб., говорит источник.
Первая колонка интернет-компании поступила в продажу в апреле за 7990 руб. Mail.ru Group идет по пути «Яндекса», который через полтора года после выпуска оригинальной «Яндекс.Станции» представил уменьшенный вариант, сейчас он стоит 4490 руб. Обе компании также выпускают отдельные колонки в партнерстве с вендорами: у «Яндекса» это LG, JBL, Prestigio и Elari; у Mail.ru Group — Prestigio.
Умные девайсы с голосовыми помощниками продают также МТС и Сбербанк. Колонка от оператора пока распространяется «среди давних абонентов», рассказали в МТС. Сбербанк представил в сентябре два устройства с голосовыми ассистентами: ТВ-приставку SberBox и умный экран SberPortal.
Никто из этих компаний не раскрывает данных по продажам колонок: этот сегмент в России практически не оценивается аналитиками, не разглашают абсолютных показателей продаж и ритейлеры. Как рассказали в «Связном», с января по октябрь спрос на умные колонки с голосовым помощником в его магазинах вырос в шесть раз год к году, лидируют колонки «Яндекса», на которые приходится 90% продаж; оставшиеся 10% — это JBL с линейкой умных колонок и «Капсула». В «Ситилинке» продажи умных колонок выросли всего в 1,5 раза за десять месяцев.
В Just AI прогнозировали, что по итогам этого года рынок достигнет $100 млн, или 1,15 млн проданных устройств.
Mail.ru Group удалось реализовать около 100 тыс. «Капсул», полагают в Just AI. Эксперты дают существенно меньшие оценки. Речь может идти всего о нескольких тысячах штук, убежден аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. «Mail.ru Group идет по лыжне "Яндекса". Но если "Яндекс.Станцию" берут для управления умным домом, то преимущества "Капсулы" на этом фоне неочевидны»,— рассуждает он.
Руководитель Сontent Review Сергей Половников называет завышенной стоимость в 4 тыс. руб. для такого устройства: для высокого спроса она должна находиться в диапазоне 1–1,5 тыс. руб. Цена обусловлена небольшой партией в 10–15 тыс. штук, полагает он. По его мнению, Mail.ru Group не планирует делать ставку на такие девайсы, а лишь хочет продемонстрировать рынку, что способна их выпускать. «Через умные колонки Mail.ru, "Яндекс" и Сбербанк пытаются решить задачи вовлечения пользователей в экосистему и сбора данных для машинного обучения. Аудитория колонок в России низкая по сравнению, например, с США, и, чтобы закрепиться в этом сегменте, производителям необходимо субсидировать продажу устройств»,— резюмирует господин Половников.
Колонки пока самый популярный форм-фактор для устройства с голосовым помощником после смартфона, но ситуация может измениться, рассуждает управляющий директор Just AI Кирилл Петров.
«Тренд на умные экраны, особенно после выхода SberPortal от "Сбера", будет усиливаться в России, как это происходит сейчас во всем мире»,— добавляет он. По данным Statista, в 2019 году мировой рынок умных колонок составил $11,9 млрд, а по итогам этого года, согласно прогнозу, превысит $15 млрд.