Нет трубы в конце тоннеля
Геополитика, история, деньги — дискуссия, ведущаяся в Германии в связи с «Северным потоком-2», обременена огромным количеством интересов и пожеланий. Лутц Лихтенберг анализирует разные аспекты этого спора.
В федеральном правительстве и в кругу премьер-министров земель, интересы части которых затрагиваются непосредственно, разделительная линия по отношению к «потоку» часто проходит не по партийной принадлежности. В центре дискуссии — Ангела Меркель, занимающая в связи с Крымом и ситуацией на Украине скорее конфронтационную позицию по отношению к Москве, но в то же время давно и решительно поддерживающая «Северный поток-2». Только после «случая с Навальным» тон федерального канцлера стал резким. Министр иностранных дел Хайко Маас из СДПГ — партнера ХДС по правящей коалиции — говорит: «Я надеюсь, что русские не вынудят нас изменить нашу позицию по "Северному потоку-2"».
Высказывания из лагеря ХДС — партии Меркель — тоже не отличаются единообразием. Норберт Рёттген, один из важнейших внешнеполитических экспертов в ХДС и кандидат на пост председателя партии — как считается, у него есть хороший шанс через год стать преемником Меркель и в качестве канцлера, недавно призвал к жестким действиям в отношении руководства в Москве. Если, несмотря на ситуацию с Навальным, «Северный поток-2» будет введен в эксплуатацию, отметил он, это станет максимально возможным подтверждением правильности политики президента Владимира Путина и поощрением к ее продолжению. Дескать, есть только один язык, который понимают в Москве, и поэтому необходимо говорить об остановке строительства газопровода.
Внутри СДПГ эта дискуссия характеризуется еще большим количеством противоречий. Заметная в партии фигура Мануэла Швезиг, премьер-министр Мекленбурга—Передней Померании — федеральной земли, в которой расположен Лубмин, немецкий «порт назначения» газопровода, надеется, что реализация проекта обеспечит создание в регионе большого количества рабочих мест. Такое внимание данной теме в партии уделяет не только она.
Маттиас Платцек, бывший премьер-министр земли Бранденбург и нынешний председатель Российско-Германского форума, неизменно высказывается в поддержку «Северного потока-2». Часто он аргументирует это отсылкой к восточной политике Вилли Брандта и Эгона Бара 50 лет назад. При этом подразумевается не столько девиз «Перемены через сближение», провозглашенный Баром в 1963 году и предопределивший заключение правительством Брандта договоров с восточным соседом в 1970-х годах. В подробной статье на страницах еженедельника Die Zeit Хайнрих-Аугуст Винклер напоминает, что за первой фазой политики разрядки последовала вторая, в рамках которой больше внимания уделялось так называемым партнерствам в сфере безопасности с государствами восточного блока. Приоритетной целью таких соглашений являлось «закрепление уже достигнутой степени разрядки между Востоком и Западом, и прежде всего внутри Германии».
Винклер, один из наиболее влиятельных голосов среди немецких историков, обычно скорее благосклонный к политике социал-демократов, в своей статье резко критикует партию и ее верхушку. Его аргументация популярна, поэтому ее важно знать и понимать. Позиция СДПГ, по Винклеру, является «выражением принятия немцами желательного за действительное». Со своей подчеркнуто пророссийской позицией она стоит скорее на той линии, которую еще со времен Отто фон Бисмарка в Германии удерживают консервативные силы — и всегда это происходит за счет Польши, убежден Винклер: « Если ФРГ ставит мнимый собственный интерес выше всех прочих соображений, то Германия не вправе утверждать, что действует в интересах Европы».
На фоне такой эмоциональной политической дискуссии и при куда меньшем внимании со стороны общественности эксперты в области экономики и компетентные институты обсуждают энергетическую пользу проекта. Соответствующие заключения появляются одно за другим и содержат противоположные выводы.
Институт энергетики Кельнского университета совместно с организацией Frontier Economics Ltd в исследовании по заказу консорциума Nord Stream 2 AG отмечает, что газопровод повысит потенциал европейской системы поставок газа и позволит получать дополнительные объемы природного газа из России, поскольку потребности ЕС в импорте доступного газа будут только расти: преимущества «инвестиций в инфраструктуру для обеспечения безопасности поставок и конкуренции ожидаются в том числе и в связи с вводом в эксплуатацию "Северного потока-2"». Этот газопровод повысит потенциал европейской системы поставок газа и позволит создать существенные дополнительные буферные мощности для покрытия европейских потребностей в газе в пиковые периоды. Опасения того, что новый газопровод может ухудшить ситуацию с безопасностью снабжения газом и формированием рыночных цен, в частности, в странах Центральной и Восточной Европы, через которые традиционно осуществляется транзит российского газа, не имеют под собой оснований. В восточноевропейских странах уровень рыночной интеграции тоже существенно повысился, мощности для импорта энергии в Центральной и Восточной Европе существенно увеличены. И потому традиционные страны транзита российского газа (Польша, Словакия, Чехия и Венгрия) располагают диверсифицированными возможностями импорта вне зависимости от того, какие объемы газа будут прокачиваться по транзитным газопроводам. Вывод: «Северный поток-2» не несет угрозы для «энергетической солидарности».
Германский институт экономических исследований (DIW) дает совсем иную оценку. С учетом ориентации на достижение «климатического нейтралитета» в ЕС к 2050 году становится все очевиднее, что природный газ в долгосрочной перспективе будет вытеснен из энергетической системы. Добыча природного газа, согласно новейшим исследованиям, наносит куда больший урон климату, чем повсеместно считалось. «Как для генерации электроэнергии, так и в других областях применения имеются возобновляемые альтернативы, и процесс снижения их себестоимости уже успешно запущен»,— отмечают эксперты DIW. Решение о строительстве «Северного потока-2» мотивировано преимущественно геополитическими интересами. Успех или неуспех энергетического поворота в Германии и Евросоюзе, равно как и экономическое благополучие стран ЕС, не зависят от реализации данного проекта.
Политическая и экономическая дискуссия дополнительно осложняются совершенно беззастенчивыми попытками Сената США воспрепятствовать завершению строительства «Северного потока-2».Последний документ был принят в июле 2020-го. В законе «О разъяснении закона о защите европейской энергетической безопасности» санкции были расширены на физических лиц и компании, которые иным образом способствуют реализации проекта «Северный поток-2», проводят подготовительные работы, осуществляют страхование рисков, обслуживание или переоборудование судов.
В середине ноября представители обеих палат парламента, сообщает издание Bloomberg News, подтвердили намерение обложить санкциями в том числе сертифицирующие компании.
По словам аналитика Sova Capital Митча Дженнингса, отсутствие сертификации может существенно осложнить ввод газопровода в эксплуатацию. Консорциуму Nord Stream 2 AG придется искать агентство, которое будет готово подставиться под санкции.
Однако решения американской стороны вызывают не только правовые, но и политические вопросы. В одном своем документе научная служба Бундестага констатирует: «Согласно исключениям, предусмотренным в договоре о дружбе и в правилах ВТО, США вправе самостоятельно определять, что относится к их национальным интересам. И хотя аргументы, предъявляемые Соединенными Штатами, могут восприниматься как "надуманные", в конечном итоге они являются проявлением свободы принятия политических решений на собственное усмотрение, которую практически невозможно оспорить в судебном порядке».
Правящая ХДС высказывается против попыток американцев сорвать реализацию проекта. Вместе с тем федеральный министр экономики и энергетики Германии Петер Альтмайер пытается облегчить импорт американского СПГ, чтобы тем самым ослабить, вероятно, важнейшую причину усилий США по противодействию «Северному потоку-2». Альтмайер публично заявил, что ожидает строительства «как минимум» двух терминалов для СПГ из США при финансовой поддержке федерального правительства. До сих пор в Германии еще нет ни одного терминала для импорта СПГ.
То, что в эти недели и месяцы новой волны пандемии COVID-19, похоже, оттягивает на себя все внимание и требует сосредоточения всех политических инициатив, в результате чего многие проекты остаются без движения, некоторых политиков может устраивать. И прежде всего тех, кто пока не видит из ситуации с «Северным потоком-2» выхода.