Под покровом «черной пятницы»
Юлия Степанова о разнице между онлайн-мошенниками и онлайн-магазинами
Онлайн-шопинг, к которому в этом году пристрастились даже те, кто никогда прежде не объединял «покупки» и «интернет» в одном предложении, близится к кульминации — «черной пятнице». Вторую неделю в зонах .ru и .com ежедневно регистрируется 600–800 новых доменов с компонентами shop, store и online в названии, подсчитали в Infosecurity. Порядка 10% из них имеют признаки фейковых, и по динамике появления потенциально опасных онлайн-страниц этот ноябрь превосходит среднегодовые показатели на 18%, предупреждает заместитель гендиректора Infosecurity Игорь Сергиенко.
Мошенники рассылают фейковые оповещения о распродажах по базам реальных магазинов. В течение года “Ъ” сообщал об утечках данных клиентов Utair, школы Skyeng и др. По ссылкам из таких писем покупатели могут попасть на фишинговый сайт и купить несуществующие товары.
К урожайному периоду хакеры готовились заранее: о массовой регистрации доменов с названием популярных брендов и окончанием -off, которое может использоваться для распродаж, “Ъ” сообщал 26 октября.
В ноябре сменили тематику и телефонные мошенники, выдающие себя за представителей банков: они стали звонить якобы с выгодным кредитным предложением в преддверии «черной пятницы».
Если в обычные дни заниженные цены и зазывающие рассылки настораживают пользователей, то на фоне всеобщих акций предложения злоумышленников удачно мимикрируют под «черную пятницу», и мошенникам становится проще выведать персональные данные и продать контрафактный или несуществующий товар.
«Эксклюзивное предложение», «Только сегодня», «Последний шанс» — лозунги, обычно характерные для сайтов мошенников, в конце ноября заполняют все маркетплейсы и социальные сети. Получается, «черная пятница» — тот день в году, когда орбиты мошенников и добропорядочных магазинов пересекаются: мошенники ведут себя так же, как и магазины, а некоторые магазины… начинают вести себя как мошенники.
Пару лет назад мне так понравилось одно платье, что я купила его в ноябре, не дожидаясь «черной пятницы».
Но на распродажу в магазин все равно заглянула и обнаружила, что на ценнике на моем платье зачеркнута сильно завышенная стоимость, а вещь продается за ту же цену, что и неделю назад.
А при покупке по акции «два по цене одного» на маркетплейсе я заметила, что при добавлении второго товара в корзину цена первого выросла. Магазины нередко завлекают покупателей рекламой скидок, а под соусом распродаж пытаются продать залежавшиеся товары.
Похоже, что безопаснее всего в «черную пятницу» не верить никому: ни мошенникам, ни реальным магазинам.