Единороги из будущего
Президент Sistema_VC — о том, где искать новые миллиардные компании
Распознать будущую компанию-«единорога» крайне сложно. Потенциально успешный по многим критериям стартап может и не дожить до миллиардной оценки. Чуть проще предсказать, в каких именно областях такие компании могут появиться. Президент фонда Sistema_VC Дмитрий Филатов по просьбе “Ъ” рассказал о том, в какой сфере может зародиться новая волна, которая принесет новые миллиардные компании.
Транспорт будущего
У рынка транспорта и логистики есть несколько явных драйверов, создающих запрос на новые технологические решения. Во-первых, это стремительный рост глобального товарооборота. Например, вместимость крупнейших морских грузовых судов за последние десять лет выросла с 15 тыс. до 24 тыс. контейнеров. Во-вторых, бурный повсеместный рост электронной торговли предъявляет все новые и новые требования к скорости и надежности доставки. Мы хотим получать товары без сбоев и на следующий день. Также электро- и беспилотный транспорт постепенно становится неотъемлемой частью нашей жизни.
Электромобили, кстати, в целом легко входят в нашу жизнь, так как для конечного пользователя интерфейс взаимодействия с машиной остался прежним. А вот компонентная база претерпела кардинальные изменения. «Начинка» Chevy Bolt и Volkswagen Golf существенно различается, что должно привести к переформатированию всей цепи поставки комплектующих в автомобильной отрасли по мере перехода на электротягу.
В сентябре аналитики из KMPG опубликовали рейтинг из 25 стран по готовности к использованию электромобилей. Россия оказалась на третьем месте с конца. Помимо самих электромобилей нужна еще и инфраструктура для них, в частности зарядные станции. Также нужно решать вопросы с переработкой батарей от электрокаров. А это огромные объемы отходов, с которыми нужно что-то делать. Например, Джей Би Страубел, сооснователь и бывший технический директор Tesla, фактически покинул компанию и сфокусировался на своем стартапе Redwood Materials по переработке высокотехнологичного мусора.
Беспилотники, в отличие от электромобилей, пока в целом остаются мечтой, несмотря на огромные деньги, которые в эту мечту инвестируются. В текущем году случилось интересное событие: разработчик беспилотных автомобилей Waymo (дочерний проект Alphabet, материнской компании Google) впервые привлек сторонние инвестиции — $3 млрд. Аналогично китайский сервис такси Didi привлек $500 млн от Softbank для своего беспилотного подразделения. Эти сигналы говорят о том, что даже таким гигантам технология автономного вождения дается нелегко.
Тем не менее беспилотный автомобиль на общественных дорогах — это уже вопрос времени, а не возможности. И когда беспилотники придут в нашу жизнь, мир очень сильно изменится. Уйдут в прошлое массовые придомовые парковки, заметно трансформируются логистические услуги, личный автотранспорт окончательно потеряет актуальность. Правда, до этого момента нужно решить ряд открытых вопросов. Как трансформируется рынок страхования? Кто виноват в аварии двух беспилотников? Как запрограммировать машину на решение этических вопросов, таких как «проблема вагонетки»?
Уже сейчас есть интересные примеры внедрения беспилотных автомобилей, хотя и с рядом допущений. Крупнейшая в мире сеть розничной торговли Walmart в США летом 2019 года начала сотрудничество со стартапом Gatik. Автомобили Gatik действительно могут ездить без водителя, но поворачивают они только направо и ездят только по заранее заданному маршруту. Эти упрощения помогли убрать огромное количество сложностей и запустить хоть ограниченный в маневрах, но беспилотник.
Человек как платформа
Эта сфера условно объединяет HealthTech, MedTech и вообще все, что связано с технологиями для здоровья человека. Сегодня с помощью как медицинских, так и носимых устройств собирается гигантское количество данных о каждом из нас. МРТ-сканеры, фитнес-браслеты, «умные» часы и с недавнего времени «умные» наушники постоянно аккумулируют информацию о нашем здоровье и привычках.
С помощью технологий искусственного интеллекта из этих данных можно извлечь много полезной информации, а значит, есть предпосылки для создания новых миллиардных компаний. Простой пример: стартап Butterfly Network сделал портативный УЗИ-сканер. Устройство просто подключается к смартфону, который обрабатывает и визуализирует сигнал с помощью нейронных сетей. Этот проект собрал уже $350 млн инвестиций.
Существует фундаментальная проблема: у человека много «устройств» ввода информации (слух, зрение, обоняние, вкус, сенсорика), а вот «устройств» вывода гораздо меньше: голос, мимика, моторика. Банально: если вы захотите выключить свет в комнате, то мозг должен подать сигнал, вы должны встать, подойти, нажать выключатель — слишком много действий. Решение этой проблемы — интерфейсы человек-машина, или нейроинтерфейсы. По сути, это устройства, позволяющие компьютеру считывать мозговые импульсы и транслировать их в действия. Несколько лет назад такая технология казалась фантастикой, но сейчас уже есть компании, которые этим занимаются. К этому направлению стоит очень серьезно присмотреться.
Самая известная такая компания, пожалуй, Nueralink Илона Маска. Компания делает небольшой чип размером с монету, который вживляется человеку в голову и может считывать и распознавать сигналы мозга. Это так называемый инвазивный способ.
Существуют и неинвазивные нейроинтерфейсы. Стартап Ctrl-Labs разработал браслет, который считывает нейроимпульсы на руке и в точности оцифровывает движения кисти. Этот проект в 2019 году купил Facebook за сумму от $500 млн до $1 млрд. Зачем Facebook понадобилась такая технология? Например, для VR-лаборатории, ведь подобная технология позволяет избавиться от датчиков и камер, следящих за движениями VR-пользователя.
Одна из наиболее горячих тем на рынке здравоохранения — телемедицина. В этой сфере уже есть большие компании. Например, американская Teladoc, капитализация которой с начала года выросла в 2,5 раза, до $28 млрд. При этом Teladoc работает только на рынке США и Канады. Другой успешный телемедицинский стартап, британская Babylon Health, не ограничивает себя определенной географией и дает консультации по всему миру. Это очень похоже на то, как несколько лет назад университеты массово начали выпускать MOOC (Massive Online Open Course), существенно расширив аудиторию слушателей. Babylon Health пытается построить такую же историю, но в медицине. Это может стать ролевой моделью для российских телемедицинских сервисов, которые могут предоставлять свои услуги за пределами страны, например в СНГ. Еще один интересный тренд — собственные телемедицинские сервисы внутри крупных корпораций. Такой есть у Amazon для офиса в Сиэтле, где работают 50 тыс. сотрудников.
Самая быстрорастущая Health Tech категория — это Digital Health (CAGR 26%). В первую очередь это технологии для превентивной медицины, то есть стимулирующие здоровый образ жизни. Лидер здесь, конечно же, Apple со своими «умными» часами. Компания прямо заявляет, что Apple Watch — это медицинское устройство, которое помогает вести здоровый образ жизни. Гендиректор Apple Тим Кук даже выразил мнение, что самый большой вклад Apple в человечество будет именно в медицине.
Еще есть интересная разработка у Amazon Web Services — сервис Transсribe Medical. Сервис слушает диалог доктора с пациентом и переносит его в текст по медицинской тематике. Не трудно догадаться, что это только первый шаг. Потенциально Amazon может с помощью этого сервиса собрать данные и научить свою «умную» колонку ставить простые, типовые диагнозы.
Процессоры
До относительно недавнего времени технологии создания «мозгов» для вычислительных устройств, центральных процессоров (CPU) казались чем-то неприступным. Было ощущение, что этот бизнес могут потянуть только такие гиганты, как Intel и AMD. Тем не менее и в этой отрасли происходят важные перемены, открывающие дорогу небольшим стартапам.
Фундаментальным драйвером развития процессорных технологий до недавнего времени был закон Мура, исходя из которого мощность CPU удваивалась каждые 18 месяцев. Этот закон неустанно двигал вперед вычислительный прогресс последние 50 лет, но примерно с 2015 года он перестал работать. Ровно в тот момент, когда современные нейронные сети начали требовать все больше и больше вычислительных мощностей, удваивая объем вычислений каждые три с половиной месяца. Это два противоположных тренда. Решением этой проблемы стали интегральные схемы специального назначения (ASIC). По сути, это процессоры, узко заточенные под конкретное программное приложение или нейронную сеть. Практически все крупные интернет-компании (Google, Alibaba, AWS, Facebook) начали разрабатывать подобные чипы, в том числе скупая для этого стартапы.
Стоит особо отметить, что, сторонние разработчики могут получить доступ к этим мощностям IT-гигантов только через облако. Это своеобразный газовый вентиль, который получили технологические гиганты. Тем не менее несколько стартапов пытаются сделать аналоги, доступные в свободной продаже. Два ярких примера — Cerebras и Graphcore. Они появились в 2016 году и сейчас оцениваются примерно в $2 млрд каждый. Cerebras привлек около $200 млн инвестиций, а Graphcore — около $500 млн. Вот примерно столько стоит разработать такие процессоры. И этот рынок еще далек от насыщения.
Еще один интересный сегмент: если предыдущие процессоры используются преимущественно в серверах и дата-центрах, то есть и категория процессоров для конечных устройств: камер, дронов, роботов. Такие процессоры не нужны для обучения и тренировки сетей, они как раз должны распознавать вещи с помощью уже натренированной нейросети. И требования к их мощностям меньше. Это несколько упрощает процесс разработки и делает порог для входа более низким. Есть два многообещающих примера стартапов в этой сфере — Hailo и Kneron.