Проектам «Газпрома» срывают все потоки
Ввод участка газопровода в Сербии может задержаться
Запуск сербского участка расширения газопровода «Турецкий поток» может быть отложен как минимум до весны 2021 года. Возможная причина — задержки со строительством компрессорной станции в Сербии. По мнению аналитиков, с учетом сдвижения сроков ввода газопровода «Северного потока 2» «Газпрому» теперь придется дополнительно загрузить украинский маршрут, забронировав еще до 10 млрд кубометров мощности ГТС страны на первое полугодие 2021 года.
Завершение строительства ветки газопровода «Турецкий поток» в Сербии, по которой газ должен пойти дальше транзитом в Венгрию и Центральную Европу, может задержаться до весны 2021 года, пишет Platts со ссылкой на источники. В «Газпроме» эту информацию не комментируют. Речь идет о сербском участке газопровода длинной около 403 км и пропускной способностью 13,9 млрд кубометров в год. Проект включает четыре узла учета и компрессорную станцию, соединяясь с болгарским участком газопровода «Турецкий поток» в городе Заечар, а с венгерской газотранспортной системой — в Хоргоше.
Поставки газа в Европу через «Турецкий поток» — в Болгарию, Грецию и Северную Македонию — стартовали в начале 2020 года. При этом начало поставок в Сербию и Венгрию, как сообщал «Газпром» в октябрьском проспекте евробондов, перенеслись с первого полугодия на конец года, поскольку Болгария не смогла вовремя построить свой участок. В июне болгарский премьер-министр Бойко Борисов объяснял задержку влиянием коронавируса на поставки оборудования для компрессорной станции, пообещав закончить газопровод к концу текущего года.
Но теперь, сообщили два источника Platts, близкие к проекту, работа в Сербии также отстает от графика.
Об этом упоминал президент Сербской ассоциации природного газа Воислав Вулетич, который заявил местному изданию Vecernje Novosti, что, хотя линейная часть болгарского и сербского участков «Турецкого потока» уже соединена, строительство компрессорной станции в Сербии может быть завершено только в мае 2021 года. При этом глава «Сербиягаза» Душан Баятович говорил в ноябре, что рассчитывает на завершение проекта к 31 декабря.
При полном запуске «Турецкого потока» и «Северного потока 2» «Газпром» рассчитывал полностью отказаться от транзита газа по южному маршруту через Украину. Но, подписав новый транзитный контракт с Киевом в конце 2019 года, «Газпром» обязан платить Украине за прокачку 65 млрд кубометров газа в 2020 году и 40 млрд кубометров начиная с 2021 года. Если компания захочет прокачать через украинскую систему больший объем, ей придется доплачивать.
Учитывая сложности со строительством «Северного потока 2», «Газпром» может оказаться перед выбором: заранее бронировать дополнительные мощности украинской ГТС или в надежде на теплую зиму и большие запасы в европейских ПХГ сокращать объемы прокачки и ждать запуска европейского продолжения «Турецкого потока» в середине 2021 года, считает Мария Белова из Vygon Consulting.
Разумным было бы на первые полгода 2021 года забронировать порядка 10 млрд кубометров дополнительных мощностей украинской ГТС, полагает эксперт: это бы в том числе позволило с наименьшими затратами удовлетворить пиковый спрос в зимний период.
Опция бронирования дополнительных мощностей предусмотрена новым транзитным контрактом с Украиной: чем длительнее срок, тем ниже повышающий коэффициент в формуле расчета стоимости услуги по перекачке дополнительных объемов. Так, при бронировании на квартал вперед коэффициент составляет 1,1, на месяц — 1,2, на сутки — 1,45.
Аналитик по газу Центра энергетики МШУ «Сколково» Сергей Капитонов согласен, что в следующем году «Газпрому», скорее всего, придется заказывать дополнительные мощности на украинском газотранспортном коридоре из-за недостроенного «Северного потока 2». С учетом того что в 2021 году максимальный контрактный объем прокачки через Украину составляет 40 млрд кубометров, доступные мощности газопроводов в Европу и Турцию составят менее 175 млрд кубометров (из них около 32 млрд кубометров — исключительно для турецкого рынка). Если «Газпром» не планирует застрять в своей нынешней коронакризисной парадигме с годовыми поставками в 170 млрд кубометров, а собирается выходить на докризисные 190–200 млрд кубометров экспорта, то будет вынужден бронировать дополнительные мощности через Украину, причем в больших объемах — не менее 30–40 млрд кубометров в год, полагает аналитик.