«Нужно быть не такими, как все»
Пьер Жак, De Bethune
Пьер Жак приходил в De Bethune дважды. Сначала в 2011 году, когда он стал генеральным директором марки и оставался им до 2015-го. Затем в 2018-м, когда он вновь возглавил De Bethune, но на сей раз не только как директор, но и как один из владельцев. Корреспондент «Стиль. Часы» встретился с ним в Женеве.
— Чем запомнится De Bethune 2020 год?
— Трудный, противный год, но для нас, откровенно говоря, он оказался лучше, чем можно было ожидать. Мы маленькая марка, которая делает обычно 200 часов в год, у нас свое видение часового искусства, своя ниша и неплохая известность. Наша публика нам верна, а новых клиентов мы найдем в новом году, я уверен.
— В этом году вы сохранили темп производства?
— Мы выпустим, думаю, 165–170 часов, но могли бы сделать и привычные 200. Это проблемы заказов. Но я всегда успокаиваю себя тем, что мы ограничены еще и собственными производственными возможностями. Если сейчас от меня потребуют еще сотню часов, да даже полсотни, я просто не смогу их произвести.
— Вас коснулись швейцарские карантины?
— В смысле продаж и приема гостей — да. В смысле производства — нет. Мы все-таки не в городе, а в деревне, в горах. Мы никогда не закрывали мануфактуру — с одним лишь условием: если кто-то болеет, он сидит дома три недели, даже если у него обычный насморк.
— В начале года вы объявили, что уходите с Базельской ярмарки и Женевского салона и не собираетесь в них больше участвовать. А потом я встречаю вас на Geneva Watch Days. Что изменилось?
— Раньше мы все-таки надеялись на Базель, а потом получили новости о его отмене. Боюсь, что его крушение было неизбежным. Базель поверил в свою незаменимость и несколько закусил удила. Женева же отреагировала не так быстро, как следовало бы в этой ситуации.
— Останься Женева в январе, как обычно, она бы прошла без проблем. Успели бы до вируса. Но зачем-то ее переносили на весну?
— Это было ошибкой в покерной ставке между Базелем и Женевой. Я думаю, что Baselworld заменил даты, и у Женевского салона не было выбора. Для часовщиков это было очень болезненно, а тут еще и ковид, который обрушился на нас.
— Чего вы ждете от нового 2021 года и как оцениваете судьбу Женевского салона? Есть ощущение, что часовщикам сейчас не хватает солидарности. Все действуют по принципу «спасайся, кто может».
— Я все же надеюсь, что марки не будут тянуть одеяло на себя. Жизненно важно, чтобы многолетний организатор Женевского салона группа Richemont нашла общий язык с Rolex, Chopard, Patek Philippe, Chanel, с часовыми марками LVMH и чтобы салон вернулся, не в следующем году, так хотя бы через год. Нет понимания, что будет, нет прозрачности, это правда.
Авария Базеля — поучительный пример того, что происходит, когда люди думают только о своих интересах.
Отчасти это понятно, это в человеческой природе, но в период сложностей лучше быть вместе — как и было, к счастью, на Geneva Watch Days. Мы приняли в них участие как для того, чтобы собрать клиентов и заказы, так и для того, чтобы показать свою позицию. Надо было что-то делать в этом году, а два главных швейцарских организатора сложили оружие и сказали: «До свидания, все свободны, приходите через год».
— Есть марки, сошедшие с «Титаника» раньше, чем он утонул. Они выиграли?
— Они сошли не из предусмотрительности, а потому, что их деловая жизнь больше не требовала салонов. У них своя система распределения, собственные бутики. Посмотрим, не решат ли они однажды вернуться.
— Вы думаете, что все марки доживут до новой Женевы?
— Однажды вирус будет побежден, или мы научимся с ним жить. Ему не нужно нас убивать, мы ему нужны. И тогда можно посчитать выживших. Сильные выйдут из этого испытания еще сильнее, а слабые — погибнут. Тем, кто поменьше, надо беречь свои особенности. Нужно быть не такими, как все.
— Вы много лет проработали с часами и часовщиками. Сначала как журналист, один из создателей швейцарского часового журнала GMT. Как продавец часов — в качестве руководителя женевского филиала магазинов Ambassadeurs. Как общественный деятель — возглавляя жюри Grand Prix d’Horlogerie de Geneve. Что вы думаете о роли часовых журналистов?
— Роль журналистов изменилась. Мне их не хватает, невозможно читать неграмотные изложения пресс-релизов. Сейчас информация идет без фильтра, раньше журналисты ее фильтровали, комментировали. Может быть, каждой марке нужно иметь по журналисту? Мне хочется, чтобы кто-нибудь взял на себя задачу не пропагандировать те или иные марки, а всерьез разобраться в уроках нынешней эпидемии.
— Кризис поможет швейцарским часовщикам измениться к лучшему?
— Часовая промышленность Швейцарии, а это 60 тыс. рабочих мест, под угрозой, надо бороться, надо признать риск, признать смерть, признать потери, нельзя застывать в ужасе.