В Кремле не меняли оценок по «катынскому делу»
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что каких-либо переоценок по делу о катынском расстреле Москва не делала. Позицию Кремля по «катынскому делу» он уточнять не стал, сославшись на то что «это достаточно сложная и многогранная тема, и ее нельзя прокомментировать коротким выступлением».
Ранее посольство Польши в России опубликовало заявление, в котором Варшава обвинила Москву в искажении исторических фактов по делу о катынском расстреле. Речь в заявлении идет о конференции, посвященной польско-российским отношениям и прошедшей в Тверской области в ноябре 2020 года. В Польше считают, что «распространенная на конференции версия истории была направлена на то, чтобы не признать ответственности НКВД».
Журналисты попросили господина Пескова прокомментировать заявление польской стороны. «Так переоценок не было. Нет повода для каких-то дискуссий в данном случае. Мне неизвестно о том, что имели место какие-то переоценки»,— ответил Дмитрий Песков в ходе пресс-колла.
Относительно позиции Кремля он призвал ориентироваться на оценки с совместного мероприятия, прошедшего за пару лет до крушение самолета польского президента Леха Качиньского под Смоленском. «Там как раз звучали все оценки. Там собирались историки и присутствовал президент России. Ориентироваться нужно на это и на все эти оценки»,— добавил пресс-секретарь российского президента. По мнению Дмитрия Пескова, Варшава зачастую «закрывает глаза на то, что имело место в нашей общей истории и склонна к тому, чтобы априори враждебно относиться и отрицать реальность».
«Катынское дело» касается расстрела в апреле—мае 1940 года почти 22 тыс. польских граждан, содержавшихся с 1939 года (после раздела Польши между Германией и СССР) в лагерях и тюрьмах НКВД. В их числе 14,5 тыс. военнопленных Козельского (расстреляны в Катынском лесу под Смоленском), Старобельского (расстреляны в Харькове) и Осташковского лагерей, а также 7,3 тыс. заключенных тюрем в западных областях Украинской и Белорусской ССР. Советская сторона скрывала правду о преступлении почти полвека, настаивая, что пленных поляков расстреляли немцы. Лишь в 1990 году было опубликовано официальное заявление ТАСС о «непосредственной ответственности за злодеяния в Катынском лесу Берии, Меркулова и их подручных». А два года спустя были обнародованы документы, подтверждающие ответственность властей СССР за преступление,— докладная записка наркома внутренних дел Лаврентия Берии Иосифу Сталину и решение Политбюро ЦК ВКП(б) от 5 марта 1940 года.