Теория и Арктика международных отношений
Россия готовится возглавить Арктический совет
Российские официальные лица в среду обрисовали, какими будут приоритеты предстоящего председательства РФ в Арктическом совете — международной организации, которую называют «правительством Арктики». Москва, настаивающая на том, что Заполярье не должно быть зоной геополитических конфликтов, сконцентрирует усилия на экологических, социальных и экономических проблемах региона. Между тем основные противоречия вокруг Арктики связаны именно с ее растущей милитаризацией.
Председательство в Арктическом совете перейдет к России в мае 2021 года. Главной в этой межправительственной организации, в которую также входят Дания, Исландия, Канада, Норвегия, США, Финляндия и Швеция, Россия станет на два года. В среду на международном форуме «Дни Арктики и Антарктики в Москве» представители ответственных министерств рассказали, какими будут приоритеты российского председательства. У Москвы весьма амбициозные планы: заняться экологическими, социальными и экономическими проблемами Заполярья.
Посол по особым поручениям МИД РФ, старшее должностное лицо Арктического совета от России Николай Корчунов уточнил, что программа председательства еще не готова, но о некоторых планах сообщил подробнее.
В рамках природоохранной повестки Россия предложит проекты по ликвидации последствий экологических происшествий, сокращению вредных для атмосферы выбросов, облегчению адаптации и повышению осведомленности об изменении климата.
Ранее Николай Корчунов говорил, что Россия обеспокоена повышением температур в Арктике, вызванным глобальным потеплением. Он напомнил, что летом температура в Якутии доходила до 37–38 градусов, что ненормально для этого региона. В Гренландии же таяние ледника за последние десять лет ускорилось, по его словам, более чем в четыре раза. «Это беспокоящие тенденции»,— признал дипломат. Изучением изменения климата займется первая Международная научная станция в Арктике, которую Россия планирует совместно с другими приарктическими странами построить в ближайшие два-три года.
В рамках социальной повестки Россия планирует уделять внимание качеству жизни малых народов Севера. Речь идет об обмене опытом в сфере увеличения доступности здравоохранения (в том числе посредством телемедицины), совместных проектах в области образования, усилиях по сохранению культурного наследия. Об этом на форуме рассказал первый заместитель главы Минвостокразвития РФ Александр Крутиков.
Что касается экономики, то, по словам Николая Корчунова, Россия хочет, чтобы Арктика превратилась в «действительно привлекательный для инвесторов регион». Способствовать этому должен и Международный фонд развития Арктики, о планах создания которого рассказал Александр Крутиков. Новая структура могла бы поддерживать совместные проекты стран региона, например в области инфраструктуры. О том, кем и в каком объеме должен финансироваться этот фонд, российские чиновники пока не рассказали.
В ходе своего председательства в Арктическом совете Россия намерена уделять внимание развитию межрегионального приграничного сотрудничества.
По словам Александра Крутикова, оно призвано стимулировать взаимную торговлю как товарами, так и услугами. «Мы над соответствующей программой уже работаем, к маю, к моменту перехода к нам председательства, она будет готова»,— пообещал он. Еще один приоритет России в сфере экономики — развитие Северного морского пути, у которого, по словам Александра Крутикова, «большие перспективы стать экологически безопасным коридором».
Между тем эффективность Арктического совета во всех этих сферах оставляет желать лучшего. Приарктические страны, как правило, сами пытаются решить возникающие на их территориях проблемы, редко вовлекая партнеров по совету. При этом за 25 лет существования организации удалось принять три юридически обязывающих панарктических документа — о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасании, о сотрудничестве в сфере готовности и реагирования на загрязнение нефтью моря и об укреплении международного научного сотрудничества в Арктике. Таких документов могло быть больше, однако страны региона далеко не во всем мыслят одинаково. Так, в прошлом году на встрече в Финляндии министры иностранных дел стран—членов Арктического совета впервые не смогли согласовать общую декларацию, поскольку США были не готовы брать на себя какие-либо обязательства в сфере борьбы с изменением климата.
Кроме того, на работе совета сказываются разногласия в других сферах, прежде всего геополитике. Так, из-за конфликта вокруг Украины Канада в ходе своего председательства в организации в 2015 году отказалась подписывать с Россией какие- либо юридически обязывающие соглашения. В итоге обсуждавшийся тогда «Рамочный план сотрудничества в сфере предупреждения загрязнения морских районов Арктики нефтью в результате нефтегазовой деятельности судоходства» получил лишь статус политического документа.
Но, пожалуй, наиболее негативное влияние на международное сотрудничество в Арктике оказывает активизация приполярными странами военного строительства в регионе. Как Россия, так и западные страны—члены Арктического совета, прежде всего США, Канада и Норвегия, укрепляют военную инфраструктуру в Заполярье, перебрасывают туда дополнительные контингенты, проводят крупные учения. При этом каждая из сторон заверяет, что ее действия носят сугубо оборонительный и вынужденный характер. Россия обвиняет в «милитаризации Арктики» западные страны, а те оправдывают свои шаги «растущей российской угрозой».
До сих пор члены Арктического совета не решались привносить в его повестку проблемы военной безопасности. Публично они настаивали на том, что Арктика должна оставаться регионом сотрудничества, а не силового противостояния, хотя на самом деле во многом просто опасались, что расширение тематики совета парализует его работу. В итоге складывается странная картина: приарктические страны продолжают говорить, что «Арктика — это территория мирного сотрудничества», и в то же время готовятся сделать ее театром военных действий. Поднимет ли Россия эту проблему в ходе своего председательства в Арктическом совете, пока неясно.