Защита Ивана Сафронова получила защиту
Отказано в дисциплинарном производстве в отношении Ивана Павлова
Как стало известно “Ъ”, совет Адвокатской палаты (АП) Санкт-Петербурга подтвердил ранее принятое решение квалификационной комиссии АП о прекращении дисциплинарного производства в отношении адвоката Ивана Павлова. Эти представления на него, как и других защитников обвиняемого в госизмене бывшего спецкора “Ъ” и советника главы «Роскосмоса» Ивана Сафронова, поступили через Минюст от ФСБ. Следователи спецслужбы были недовольны их отказом дать подписки о неразглашении данных предварительного следствия.
По данным источников “Ъ”, близких к АП Санкт-Петербурга, заседание совета палаты прошло в прошлый вторник. Одним из основных вопросов его повестки было громкое дело их коллеги, главы правозащитного объединения «Команда 29» адвоката Ивана Павлова. Еще два месяца назад, как рассказывал “Ъ”, квалифкомиссия АП рассмотрела поданное через региональное управление Минюста представление руководства СУ ФСБ, в котором шла речь о якобы допущенном господином Павловым нарушении норм УПК — отказе дать подписку о неразглашении данных предварительного следствия по делу его подзащитного Ивана Сафронова. Сам Иван Павлов не раз заявлял об абсурдности претензий следователей. Он уточнял, что следователь, расследующий дело о госизмене (ст. 275 УК РФ), подполковник юстиции Александр Чабан даже не просил его подписать такой документ.
В рамках судебного заседания по избранию меры пресечения Ивану Сафронову у господина Павлова была взята лишь подписка о неразглашении гостайны, сведения о которой могли быть оглашены в ходе слушаний.
В результате квалифкомиссия в действиях господина Павлова, которому могли грозить замечание, предупреждение или даже лишение статуса, никаких нарушений закона или положений кодекса адвокатской этики не нашла. Отметим, что в состав каждой такой комиссии входят 13 человек, включая, помимо адвокатов, представителей Минюста и судебной системы. В Санкт-Петербурге председателем ее является пользующийся большим авторитетом 73-летний адвокат Юрий Шутилкин.
Впрочем, решение комиссии носило лишь предварительный характер, а утвердить или отменить его должен был совет АП. Он собирается не так часто для решения различных накопившихся вопросов. А в период пандемии и вводимых ограничений заседания по понятным причинам проводятся еще реже. В связи с этим рассмотрение «дела Павлова» сильно затянулось. «Мне предложили лично присутствовать на заседании совета палаты, но я был вынужден отказаться: именно на этот день было запланировано очередное свидание с Иваном Сафроновым в СИЗО "Лефортово", которое я пропустить никак не мог»,— сообщил “Ъ” сам Иван Павлов. Он уточнил, что о решении совета АП узнал позже по телефону, отметив, что с самого начала не сомневался в своей правоте и поддержке коллег. При этом он напомнил, что подобные решения приняли квалифкомиссии по представлениям ФСБ и Минюста и в отношении остальных четверых адвокатов бывшего спецкора “Ъ”. Они рассматривались в других региональных палатах по месту регистрации защитников — в АП Ленинградской области и АП Москвы. И утверждено советом и вступило в силу пока только решение по Евгению Смирнову, а трое столичных юристов еще ждут окончательного вердикта коллег.
Отдельно господин Павлов напомнил, что, хотя следователи не смогли взять подписку ни с него, ни с его коллег, они все же при понятых оформили соответствующий протокол об отказах.
Некоторое время назад такой документ, как сообщал “Ъ”, оформили и в отношении Ивана Павлова, что стало основанием для повторного представления в АП в отношении него. Следователь возмущен как самим отказом, так и неявкой защитника на три следственных действия. Между тем сам господин Павлов, по его словам, уже дал объяснения АП, что он, как и его коллеги, не дает подписки, так как именно следствие нарушает закон и право обвиняемого на защиту, уже несколько месяцев категорически отказываясь пояснить и конкретизировать суть обвинений, когда, кому и что передавал бывший спецкор “Ъ”. А потому, как говорят защитники, они просто не понимают, что именно предлагают запретить разглашать представители ФСБ.
Разбор статьи УК о госизмене: кого судили и как наказывали
Кроме того, как подчеркивает Иван Павлов, подписка о неразглашении гостайны с него взята и безопасность интересов государства гарантирована. При этом, утверждают адвокаты Ивана Сафронова, решать, кому из них пятерых приходить на следственные действия,— это их право, согласованное с доверителем и не зависящее от воли представителя ФСБ. Повторное представление пока не рассмотрено.
Как отметил господин Павлов, в последнее время попасть к своему подзащитному удается крайне редко, так как все помещения для свиданий «Лефортово» часто забиты «под завязку» следователями СКР, которые знакомят обитателей изолятора с материалами их уголовных дел.
По данным “Ъ”, в основном это фигуранты громкого расследования в отношении бывшего министра «Открытого правительства» Михаила Абызова. «Однако во вторник на свидание к Ивану удалось попасть всем пяти защитникам»,— сообщил Иван Павлов.
По его словам, Иван Сафронов обсуждал со своими защитниками подготовку к заседанию о продлении ему сроков содержания под стражей. По данным “Ъ”, сейчас срок ареста у него установлен до 7 декабря, и, как ожидается, на следующей неделе следователь Чабан обратится в Лефортовский суд с ходатайством о его продолжении. Иван Павлов отметил, что бывший спецкор “Ъ” не жалуется на здоровье или условия содержания.
Он по-прежнему содержится в двухместной камере вместе с Евгением Ремезовым — одним из фигурантов дела о теракте в отношении губернатора Волгоградской области Андрея Бочарова. Как сообщил “Ъ”, главным обвиняемым в нем является генерал-лейтенант юстиции Михаил Музраев. Последний категорически отрицает свою вину, в то время как сокамерник Ивана Сафронова ее полностью признает. Как отмечает Иван Павлов, помещение его подзащитного вместе с сотрудничающим со следствием обвиняемым вряд ли можно назвать случайностью, а это скорее «отработанная технология» и своеобразный психологический прием.
Интересно, что замначальника СИЗО «Лефортово» является Михаил Свинолуп, до недавних пор служивший следователем в СУ ФСБ в первом отделе, который и занимается расследованием уголовных дел о шпионаже и госизмене.