Дело вышло из рубки
С чего началось расследование превышения полномочий воронежскими лесниками
Как стало известно “Ъ-Черноземье”, заместитель руководителя управления лесного хозяйства Воронежской области Андрей Топчеев, в отношении которого в октябре проводились оперативные мероприятия в рамках расследования дела о незаконных вырубках, уволен. При этом в СКР не раскрывают статус господина Топчеева в деле. Пока в нем известен только один фигурант — руководитель Давыдовского лесничества Игорь Саратов, подозреваемый в превышении полномочий при сокрытии рубок в Лискинском районе. Его подчиненные, уволенные после сообщения об обнаружении незаконной вырубки, надеются на помощь следствия в восстановлении на работе.
Оперативные мероприятия, прошедшие в конце октября в управлении лесного хозяйства Воронежской области, получили продолжение. Как рассказали “Ъ-Черноземье” в приемной руководителя управления лесного хозяйства Александра Сысоева, господин Топчеев больше не работает в ведомстве. На официальном сайте управления он еще числится в должности заместителя руководителя, но его рабочий телефон не отвечает. В областном правительстве не стали комментировать статус чиновника.
В конце октября в управлении лесного хозяйства, в том числе у господина Топчеева, и в подведомственных организациях прошли обыски. Мероприятия проводились в рамках расследования уголовного дела руководителя Давыдовского лесничества Игоря Саратова, подозреваемого в превышении полномочий (ч. 1 ст. 286 УК РФ): он, по версии силовиков, якобы мог скрывать факты незаконных рубок в Лискинском районе.
Расследование было спровоцировано обращением бывших подчиненных Игоря Саратова — лесников-инспекторов Николая Козырева и Ларисы Абарневой. Господин Козырев рассказал “Ъ-Черноземье”, что в 2019 году в сосновом бору в Копанищенском сельском поселении (Лискинское участковое лесничество Давыдовского лесничества) на общей площади 32,1 га планировалась проходная рубка. Сотрудники областного учреждения «Лесная охрана» (структура управления лесного хозяйства, филиалом которой является Давыдовское лесничество) заблаговременно пометили сухие и отставшие в росте деревья, которые было необходимо срубить. Но в августе при обходе леса лискинские лесники обнаружили, что неизвестные лесорубы валят не столько помеченные деревья, сколько сосны, пригодные для получения деловой древесины. Представляться и показывать документы лесорубы не стали, давать объяснения отказались и прямо при лесниках продолжили рубить живые сосны и грузить их в автомобили с номерами различных российских регионов и Донецкой народной республики.
Двадцать третьего августа сотрудники местного филиала «Лесной охраны» направили служебную записку своему руководителю — господину Саратову. В ней они рассказали о выявленных нарушениях и попросили «провести ревизию». «В ответ Саратов сказал: полицию вызывать не надо, работайте, я разберусь, — пояснила “Ъ-Черноземье” госпожа Абарнева. — После этого позвонил руководитель “Лесной охраны” Дмитрий Колесников и тоже заверил, что “разберется”. На следующий день Саратов сказал нам написать заявление об увольнении по собственному желанию. Мы делать этого не стали, а передали копию служебной записки в лискинскую прокуратуру; написали обращение и к руководителю областного управления лесного хозяйства Александру Сысоеву. Но в ответе за его подписью говорилось, что незаконной рубки не выявлено: ее якобы ведет областное бюджетное учреждение "Воронежский лесопожарный центр" "на основании договора купли-продажи для заготовки древесины"».
Тогда лесники написали обращение президенту Владимиру Путину. После цепочки переадресаций в октябре 2020 года замруководителя управления Андрей Топчеев ответил госпоже Абарневой (копия есть у “Ъ-Черноземье”), что проверка управления и «Лесной охраны» подтвердила: рубку вел лесопожарный центр. «Факты нарушений не подтвердились», — говорится в ответе. «Лесопожарный центр рубил те деревья, которые планировалось вырубать, а остальное валили, как выяснилось, восемь компаний и предпринимателей», — подчеркнула госпожа Абарнева. Она не смогла пояснить “Ъ-Черноземье”, кто именно рубил лес.
Весной 2020 года, по словам лесников, к расследованию подключилось областное УФСБ (источники в ведомстве ранее подтверждали “Ъ-Черноземье” участие в оперативных мероприятиях). В марте 2020-го прокуратура района провела проверку и выявила спил 56 «сырорастущих сосен, не предназначенных в рубку»; сумма ущерба составила 800 тыс. руб. Тогда же было возбуждено уголовное дело по факту незаконной рубки (ч. 3 ст. 260 УК РФ, до семи лет лишения свободы). «Это был ущерб только по итогам исследования 56 пней от самых крупных деревьев, а всего спилено было гораздо больше, — подчеркнула госпожа Абарнева. — Общий ущерб, по нашим оценкам, составляет минимум 4 млн руб.».
«В мае нам сообщили о предстоящем сокращении — мы якобы подпадаем под него из-за отсутствия лесного образования. Хотя буквально за три месяца до этого нас вызывали в Воронеж, чтобы пошить новую форму. После объявления о нашем увольнении два наших коллеги, Юрий Винокуров и Дмитрий Рыков, заявили о своем уходе со службы в знак солидарности с нами. Участковое лесничество осталось без лесников, а в 2020 году на его территории произошли масштабные лесные пожары, — пояснила госпожа Абарнева. — Сокращения почему-то затронули только наше участковое лесничество, а на наши должности впоследствии вновь взяли работников без лесного образования». Господа Козырев и Абарнева попытались обжаловать свое увольнение в департаменте лесного хозяйства по ЦФО, но безуспешно.
По инициативе сотрудников ФСБ были выкорчеваны 56 пней, которые отвезли на исследование в одну из профильных научных организаций. Та подтвердила, что спилены были здоровые сосны. К августу 2020 года отдел полиции по Лискинскому району приостановил расследование уголовного деле о рубке сосен в связи с неустановлением лица. Однако областное управление СКР начало расследование уголовного дела в отношении Игоря Саратова, в рамках которого оперативные мероприятия прошли в областном управлении лесного хозяйства.
В воронежском управлении СКР “Ъ-Черноземье” сообщили, что «не располагают данными» о привлечении господина Топчеева в качестве подозреваемого, поэтому комментировать ситуацию «не могут». Мобильные телефоны Александра Сысоева не отвечали.
Находящийся под следствием Игорь Саратов, сохранивший должность руководителя филиала, в беседе с “Ъ-Черноземье” подтвердил, что расследование дела о превышении полномочий продолжается: «Я под подпиской о невыезде». Вопрос о том, появились ли в деле новые эпизоды или подозреваемые, он переадресовал следователю: «Превышение полномочий я признаю. Но могу сказать одно — денег я никогда не брал». На вопрос о том, была ли финансовая заинтересованность у господина Топчеева, которого ранее в СМИ называли возможным бенефициаром рубок, господин Саратов предпочел не отвечать. Лариса Абарнева пояснила, что уволенные лесники пока самостоятельно не планируют обращаться в суд с требованием о восстановлении на работе: «Следствие нам пообещало, что поможет отменить незаконное увольнение». Пока же уволенные лесники-активисты намерены изучить подозрительные, по их словам, рубки уже в другом участковом лесничестве Давыдовского лесничества — Донском.
Как останавливали вырубку леса на северной окраине Воронежа
Наспециально созванном совещании губернатор Воронежской области Александр Гусев поручил приостановить вырубку аварийных и сухостойных деревьев в природном парке «Северный лес».