Дальше, но меньше
Объем перевозок грузов в Сибири существенно упал: в Новосибирской области в апреле 2020 года спад составил 43% по сравнению с апрелем 2019 года, а за период с января по октябрь падение составляет 10%, и эта тенденция характерна для большинства регионов округа. Статистика по грузообороту, несмотря на некоторое снижение, более оптимистична. Эксперты связывают это с увеличением дальности перевозок и поиском новых рынков сбыта.
Куда и что везут
Падение объемов грузоперевозок в Новосибирске — крупнейшем транспортном узле Западной Сибири — характеризует ситуацию в отрасли по всей Сибири. Новосибирский транспортно-логистический узел концентрирует и перераспределяет потоки грузов из центральной части России и стран Европейского союза, с Дальнего Востока, Китая, Казахстана в другие регионы Сибири и в обратном направлении. Традиционно наибольший объем грузов — это уголь, строительные материалы, продукты, товары народного потребления. Однако из-за пандемии коронавируса распределение грузов несколько изменилось. «В пандемию отмечается увеличение объемов перевозки продуктов питания, медикаментов, медицинского оборудования. Одновременно сократились перевозки товаров народного потребления в непродуктовом сегменте»,— прокомментировал президент Союза транспортников, экспедиторов и логистов Сибири Сергей Максимов.
По данным кантри-менеджера по Уральскому и Сибирскому федеральным округам ГК Asstrа Даниила Чертова, общий спад деловой активности и снижение внешнего спроса в условиях пандемии сказались на товарообороте в Сибири. По разным оценкам, на 20–25% наблюдается снижение объемов сырьевого экспорта, сокращается и стоимостной объем импорта — в различных сегментах промышленности от 8 до 15%. Господин Чертов отмечает следующие тенденции в Сибири: рост ставок на экспорт из-за дефицита импортных грузов для автомобильной и морской доставки, высокую активность в сельскохозяйственном секторе и продовольственных поставках. «Это подтверждается и открытыми данными Сибирского таможенного управления: рост объемов экспорта в первом полугодии 2020-го по сравнению с аналогичным периодом 2019-го составлял почти 16%»,— добавил он.
Объемы перевозок существенно упали
Ситуация с пандемией коронавируса оказала негативное воздействие на организации транспорта и логистики: несмотря на то, что работа грузового транспорта не останавливалась, приостановка работы промпредприятий и организаций торговли привела к существенному снижению объема перевозок грузов. Так, по данным Союза транспортников и логистов Сибири, в Новосибирской области в апреле 2020 года наблюдался спад объема перевозок грузов на 43% к апрелю 2019 года (1611,6 тыс. т в апреле 2019 года).
«Анализируя период за первые десять месяцев 2020 года, можно отметить, что с августа началось восстановление объемов перевозок грузов в Новосибирской области, в сентябре–октябре удалось выйти на уровень 2019 года и даже его превысить. Но в целом за январь–октябрь 2020 года отмечается падение объемов перевозок грузов к аналогичному уровню 2019 года на 10,3 % (с января по октябрь 2019 года было перевезено 16 тыс. т грузов). Эта тенденция характерна как для железнодорожного, так и автомобильного транспорта и для большинства регионов Сибири»,— пояснил господин Максимов.
По данным Западно-Сибирской железной дороги (ЗСЖД), объемы погрузки с января по октябрь составили 246,4 млн т грузов, что на 5,5% меньше, чем за аналогичный период 2019 года. «Это связано в первую очередь с уменьшением объемов погрузки за указанный период основного груза железной дороги — каменного угля. В январе–октябре 2020 года его погрузили 187,9 млн т, что на 5,9% меньше, чем за аналогичный период 2019 года. Вместе с тем с начала года отмечен рост объема погрузки черных металлов — более 6 млн т (+1,6%) и кокса — 5,3 млн т (+4,7%)»,— прокомментировали в службе корпоративных коммуникаций ЗСЖД. В октябре погрузка на ЗСЖД показала положительную динамику (+0,9%), ее обеспечили такие грузы, как каменный уголь, кокс, черные металлы и лом, лес, зерно, химикаты и сода.
При общем снижении пассажирских авиаперевозок, связанных с ограничительными мерами, перевозка грузов в аэропорту «Толмачево» существенно выросла. Так, по данным Сибирского таможенного управления, количество оформленных грузовых воздушных судов за девять месяцев 2020 года увеличилось по сравнению с аналогичным периодом 2019 года более чем в 2,5 раза и составило 6,5 тыс. судов. Товарооборот при этом вырос с $41 млн до $72 млн (на 74%), грузооборот — с 62 до 115 тыс. т (на 86%). «Рост грузовых авиационных перевозок был связан с тем, что достаточно большое количество медикаментов и медицинского оборудования перевозились именно данным видом транспорта в целях обеспечения их оперативной доставки»,— объясняет Сергей Максимов.
Грузооборот в деле
В целом по всему транспортному комплексу падение грузооборота за период с января по октябрь 2020 года к аналогичному периоду 2019 года составило около 4% (с января по октябрь 2019 года грузооборот в Новосибирской области составил 161,9 млн тонно-км). При этом отмечался рост грузооборота автомобильного транспорта. По словам Сергея Максимова, это было связано с поиском новых клиентов и новых рынков сбыта, из-за чего была увеличена дальность перевозок при существенном уменьшении объема перевозимых грузов.
«Это сказалось и на финансовом результате логистических компаний, поскольку он в большей степени зависит именно от объемов перевозок, нежели от грузооборота, так как рост дальности перевозки означает и рост порожних пробегов. Многие компании вынуждены были сокращать штат сотрудников, ряд компаний вообще ушел с транспортного и логистического рынка»,— добавил эксперт.
Грузооборот на ЗСЖД в январе–октябре 2020 года составил 239,6 млрд тарифных тонно-км, что на 5% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Грузооборот с учетом пробега вагонов в порожнем состоянии — 295,5 млрд тонно-км (–6,1%). В октябре 2020 года грузооборот упал на 1,8%, а с учетом пробега вагонов в порожнем состоянии — на 1,9% по сравнению с октябрем 2019 года.
Пандемия прервала рост
Основной причиной снижения показателей эксперты называют пандемию коронавируса. «В январе и феврале 2020 года отмечался рост объемов перевозок грузов, тенденция была достаточно устойчивая. Однако карантин, введение ограничений, спад деловой активности вызвали ухудшение экономической ситуации во всем мире и в России в том числе»,— прокомментировал Сергей Максимов.
По его прогнозу, если во время второй волны удастся обойтись без локдауна, объем перевозок по итогам года упадет по отношению к 2019 году примерно на 5%. В случае введения новой приостановки деятельности можно ожидать, что восстановление объемов перевозок до уровня 2019 года начнется только в мае 2021 года, и в целом уровень не превысит значений 2020 года.
Даниил Чертов отмечает, что ряд крупных клиентов его компании, останавливавших или резко сокращавших импортные закупки, а также экспортные отгрузки в «первую волну» пандемии, с середины 2020 года наращивает объемы перевозок и выходит на прежнюю производительность. «Мы надеемся, что шоковый период для бизнеса пройден, но делать прогнозы о темпах восстановления экономики довольно рискованно»,— заметил он.
Контейнеров становится больше
В числе положительных моментов развития транспортной отрасли господин Максимов отмечает рост переработки крупнотоннажных контейнеров в Новосибирском транспортно-логистическом узле, который концентрирует порядка 85% переработки крупнотоннажных контейнеров регионов Западной Сибири. Так, за первое полугодие 2020 года прирост к аналогичному уровню 2019 года составил 32%, по итогам периода с января по октябрь темп несколько замедлился и составил 27,8%. Отчасти это было связано с тем, что в период пандемии часть грузопотока, в том числе сборных грузов, перешла с автомобильного транспорта на железнодорожный, а именно на перевозки по железной дороге в контейнерах. Ряд регионов вводил ограничения для водителей грузовиков в пандемию, что и влияло на данный процесс.
«В любом сценарии развития можно ожидать рост объема переработки крупнотоннажных контейнеров в Новосибирском транспортно-логистическом узле. Это связано как непосредственно с ростом объемов данного вида грузов, так и с процессом контейнеризации. В России все больше и больше видов грузов начинает перевозиться в крупнотоннажных контейнерах. Сегодня в мире в контейнерах перевозится 43% всего грузопотока, в России уровень контейнеризации 8,7%, поэтому перспективы роста у нас очень большие»,— считает господин Максимов.