«Драйверами экспорта должны стать товары с высокой добавленной стоимостью»
Заместитель губернатора Ростовской области Алексей Изотов об экспорте из региона в период коронакризиса
Поставки на внешние рынки продукции из Ростовской области в нынешнем году снизились меньше, чем в целом в России. Среди причин — динамичный рост экспорта продукции АПК и химической промышленности. Замгубернатора Ростовской области Алексей Изотов убежден, что сельское хозяйство останется одним из главных драйверов экспорта, но отмечает, что в отрасли необходимо повысить глубину переработки продукции.
— В прошлом году внешнеторговый оборот Ростовской области сократился на 8,2%. Какова динамика этого показателя по итогам первых трех кварталов нынешнего года и прогнозы по итогам года в целом?
— За девять месяцев 2020 года внешнеторговый оборот сократился на 7,4%. Экспорт товаров уменьшился на 4%, до $5,8 млрд., импорт — на 17%, до $1,8 млрд. Главные причины — снижение внешнего спроса и влияние ограничений, введенных в связи с пандемией. Это совершенно естественная реакция со стороны международных рынков. У нас, например, полностью прекратилась выставочная деятельность, остановились взаимные визиты делегаций. А внешнеторговые контракты заключаются в первую очередь во время очных мероприятий, благодаря живым контактам, которые сейчас практически свелись к нулю.
В то же время сложившаяся ситуация показывает степень прочности экономики Ростовской области. Экономика продолжает функционировать. Возвращаясь к теме внешней торговли, отмечу, что по итогам первого полугодия глубина падения экспорта в Ростовской области оказалась значительно ниже среднероссийской — 10% против 22%. По общему объему экспорта мы сохранили лидерство среди регионов Южного федерального округа и заняли седьмое место в России. В разрезе несырьевого неэнергетического экспорта Ростовская область находится на четвертом месте среди всех регионов страны. В структуре нашего экспорта 67% пришлись на долю продовольственных товаров.
Если говорить о прогнозах, то мы ожидаем, что снижение внешнеторгового оборота будет незначительным.
— Как изменился состав основных внешнеэкономических партнеров региона?
— Ведущие торговые партнеры Ростовской области остались прежними. Это Турция, на которую приходится 18,7% внешнеторгового оборота региона, Украина (13,4%), Китай (7,9%), Египет (7,9%), ОАЭ (5,9%) и Саудовская Аравия (3%). С точки зрения несырьевого неэнергетического экспорта продукции донских предприятий главную роль играют рынки Европы — немецкий, британский, итальянский и др. — и три государства Азиатско-Тихоокеанского региона: Китай, Корея и Вьетнам.
— За счет чего динамика экспортно-импортных операций в Ростовской области оказалась лучше общероссийской?
— Правительство региона с началом пандемии приняло ряд достаточно смелых решений. Мы практически не закрывали никакие отрасли экономики. Не останавливались строительные проекты, функционировал транспорт, работали в отличие от многих других регионов практически все производства. Для нас это было крайне непростое решение. Мы с коллегами много спорили. Но сейчас видим, что это было совершенно оправданно. У нас работало около 85% всей экономики региона. Это, несомненно, дало свой эффект, и не только в экспортно-импортных операциях, но и в целом. Это был главный фактор.
Мы вместе с Роспотребнадзором разработали достаточно эффективный комплекс мер защиты работников на крупных предприятиях и заставили всех генеральных директоров практически расписаться кровью, что они обязуются все эти нормы соблюдать. Форма достаточно простая, всего из 16 пунктов; все умещается на одной странице. Но мера была очень эффективной: мы так и не увидели ни одной вспышки заболевания на крупных предприятиях, которые продолжают работать.
Мы прекрасно понимаем, что есть пострадавшие отрасли. За всем этим мы не только с печалью наблюдали, но и старались помочь. Но это в первую очередь отрасли, которые относятся к сфере обслуживания,— ресторанный бизнес, отели, фитнес-клубы и т. д.
— Какие отрасли региональной экономики внесли основной вклад в предотвращение сильного падения объемов экспорта?
— Прежде всего, это сельское хозяйство и химическая промышленность, которые продемонстрировали не падение, а рост. В первом полугодии объем экспорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья оказался почти на 13% выше, чем за январь-июнь прошлого года,— он достиг $2,3 млрд. Главные товарные группы в этом сегменте традиционны: злаки, жиры и масла, масличные, овощи и др. Экспорт химической продукции вырос на 11%, его объем превысил $178,2 млн. Основу составили пластмассы и изделия из них, парфюмерия и косметика, удобрения и т. д.
— С начала года курс рубля по отношению к американскому доллару снизился более чем на 20%. Это обеспечило донским компаниям, ведущим ВЭД, дополнительные возможности?
— Конечно, для компаний, ведущих активную экспортную деятельность, девальвация выгодна. У Ростовской области высокий экспортный потенциал, сельскохозяйственная продукция будет продаваться, поэтому для нас девальвация рубля, может быть, и не является в целом негативным процессом.
Обычно от девальвации выигрывают отрасли с низкой степенью переработки. Получили преимущества в первую очередь экспортеры зерновых и масличных культур, продуктов их переработки, масел животного или растительного происхождения. Компании, которые занимаются импортозамещением, используют отечественное оборудование, сырье и комплектующие, тоже выиграли в этой ситуации.
В то же время считать девальвацию безусловным плюсом неэтично: кому-то падение курса рубля невыгодно.
— В каких отраслях экономики Ростовской области сосредоточен основной экспортный потенциал? Что необходимо для его реализации?
— Перед нами стоит задача диверсифицировать экспорт, увеличив объемы зарубежных продаж продукции верхних и средних переделов. В сельском хозяйстве низкая добавленная стоимость, поэтому сейчас мы прилагаем очень большие усилия, чтобы наладить в регионе переработку зерна. Несмотря на все санитарные меры, мы продолжаем, пусть и онлайн, вести активные переговоры с зарубежными партнерами, чтобы привлечь в регион инвестиции и технологии. Сейчас лучшими технологиями переработки зерна, по нашим оценкам, владеет Южная Корея, ей немного уступает Япония, на третьем месте — Китай.
Глубокая переработка агрокультур — лишь одна из потенциальных точек роста. Драйвером экспорта должны стать все виды продукции с высокой добавленной стоимостью, в том числе продукция машиностроения и химической промышленности.
— На каком этапе сейчас находится внедрение регионального экспортного стандарта 2.0?
— Эта работа началась в прошлом году. Нам удалось внедрить все инструменты регионального экспортного стандарта. В общей сложности их 21, включая размещение информации региональных компаний на международных площадках электронной торговли, портале АО «Российский экспортный центр» по поиску иностранных контрагентов и др. Результаты реализации проекта мы пока не подводили, но ожидаем позитивный эффект в виде роста количества экспортеров среди донских предприятий и увеличения объемов поддержки экспорта.
— Какие суммы и из каких источников были направлены в этом году на реализацию региональных проектов в рамках нацпроекта «Международная кооперация и экспорт»?
— В общей сложности на региональные проекты «Системные меры развития международной кооперации и экспорта», «Экспорт услуг», «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» в рамках национальных проектов «Международная кооперация и экспорт» и «Малое и среднее предпринимательство» по итогам года федеральный бюджет направит 68 млн руб., областной — около 14 млн руб. Одно из главных событий в рамках реализации нацпроекта — создание Центра поддержки экспорта, который разными способами — от консультаций до субсидий — помогает малому и среднему бизнесу выйти на международные рынки. Размер субсидии, на которую может рассчитывать экспортер, зависит от эффективности использования бюджетных средств. Она оценивается на основании количества и объема экспортных контрактов, заключенных благодаря господдержке. Ростовская область входит в число регионов с высокими показателями эффективности. С начала 2020 года Центр поддержки экспорта помог малым и средним компаниям заключить 45 экспортных контрактов.