С 23 ноября в Перми была расширена зона платной парковки. В Свердловском районе парковка стала платной по улицам Газеты «Звезда» и Глеба Успенского, в Ленинском районе – на территории микрорайона Разгуляй. О возможности дальнейшего расширения платной зоны и повышения стоимости стоянки в центре Перми рассказывает начальник МКУ «Пермская дирекция дорожного движения» Максим Кис.
Фото: Максим Кимерлинг, Коммерсантъ
Фото: Максим Кимерлинг, Коммерсантъ
– С 23 ноября в Перми произошло очередное расширение зоны платной парковки. На сколько стало больше парковочных мест?
– Это очень незначительное увеличение – около 200 парковочных мест. Общий объем таких мест в Перми, напомню, превышает 5 тысяч.
Новое расширение – локальное и связано с так называемым краевым эффектом: это когда водители перемещаются за границу платной парковки и осложняют жизнедеятельность тем, кто за ней находится.
В Свердловском районе, например, расширение коснулось всего двух кварталов. До ул. Полины Осипенко действовала платная парковка, а после – нет. За эту границу переместились автолюбители, и к нам посыпались жалобы местных жителей и владельцев магазинов и кафе: их посетителям негде стало припарковаться.
Схожая ситуация по ул. Глеба Успенского. На участке от Комсомольского проспекта и до ул. Пионерской вообще не было предусмотрено парковочных мест. Но после ремонта теплоцентрали проезжая часть была расширена, что дало нам возможность их организовать. Теперь посетителям кинотеатра «Кристалл» есть куда ставить авто. В следующем году, после проведения ремонта, планируем включить в зону платной парковки и саму ул. Пионерскую.
Более масштабное расширение парковки произошло в Разгуляе. Здесь длительное время острой проблемы не было – до тех пор, пока не был введен в эксплуатацию офисный центр ЛУКОЙЛа. Соответственно, занятость парковочных мест в данном районе составила 100%. В дневное время найти свободное место здесь было почти невозможно. После введения на ЛУКОЙЛе режима удаленной работы ситуация стала лучше, и теперь свободные места есть практически всегда.
Сейчас ожидаем так называемый «период привыкания». Опыт показывает, что после введения платной парковки сначала места опустошаются, а через несколько недель начинают снова заполняться, выходят на определенный уровень. В течение месяца будем наблюдать за новыми местами.
– То есть раньше расширение платной зоны шло целыми участками, а сейчас локально, точечно?
– Совершенно верно. Многие уверены, что введение платной парковки – исключительно попытка заработать на автомобилистах. Это не так. Мы не расширяем зону, где нет дефицита парковочных мест. Мы действуем только там, где возникла напряженная ситуация. Предельная зона платной парковки в Перми определена генпланом, до ее границ еще очень далеко.
– Какова средняя заполняемость платных парковок?
– Сейчас об этом сложно говорить. Пандемия сильно повлияла на транспортные потоки. Весной, когда был локдаун, наполняемость упала ниже 50%, летом и осенью снова упала. Полагаю, что весной, когда, как мы рассчитываем, ситуация более-менее нормализуется, дирекция сможет провести очередной мониторинг.
– Значит, размер платы будет пересмотрен не раньше следующего года?
– Даже до пандемии мониторинг показывал, что повышать стоимость парковки, по крайней мере во всей зоне, нет никаких оснований. Мы выделили внутри платной зоны подзону меньшего размера, в которой наблюдалась пиковая загруженность более 90%. Планировалось, что в 2020 году стоимость парковки в этой подзоне составит 25 руб. Но из-за незанятости большой части парковочных мест основание для повышения стоимости исчезло. Поэтому планы были отложены. В следующем году дирекция проведет очередной мониторинг. Если в ходе него будет обнаружена пиковая загрузка подзоны, тогда стоимость может быть пересмотрена.
Отмечу, что в Перми стоимость парковки самая низкая среди городов РФ, где есть платные парковочные зоны. Даже в городах-миллионниках стоимость ниже 30 руб./час не устанавливается, а в Перми – 20 руб. В Москве – от 40 руб. на периферии и доходит до 380 руб./час.
– Сильно снизятся доходы от платной парковки в казну в 2020 году?
– Предыдущий мониторинг показывал, что в 2020 году сборы сократятся примерно на четверть.
– Как автомобилисты предпочитают оплачивать?
– В Перми уже больше 60% пользователей предпочитают оплачивать с помощью мобильного приложения либо сайта. Совсем мало пользуются паркоматами. Последние данные показывает, что ими пользуются всего 2% клиентов. Почти столько же пользуются сервисами Сбербанка (Сбербанк-онлайн, либо терминалами), остальные отправляют СМС.
– От паркоматов не будете отказываться?
– Установка паркоматов включена в парковочные правила Перми. Дирекция не вправе в одностороннем порядке от них отказаться. Но я бы предложил депутатам Пермской гордумы обсудить в перспективе этот вопрос. Например, взамен паркоматов можно шире предоставлять услугу оплаты через платежные терминалы. Паркомат, хоть и является своего рода символом платной парковки, но одновременно – самая дорогостоящая в установке и содержании часть информационной системы. Есть города, которые приняли схему без паркоматов, например Калуга. И там эта система функционирует прекрасно.
Фото: Максим Кимерлинг, Коммерсантъ
Фото: Максим Кимерлинг, Коммерсантъ
– Когда появятся перехватывающие парковки?
– Дирекция совместно с департаментом земельных отношений определила земельные участки, подходящие под размещение плоскостных, перехватывающих и простых платных парковок в зоне платной парковки. Участки включены в программу «Комплексного развития транспортной инфраструктуры», ее рассматривает Пермская гордума. Начиная, с 2021 года такие парковки должны начать появляться.
– В чем разница между этими видами парковки?
– В назначении. Платная парковка должна стимулировать автомобилистов парковаться на короткие промежутки времени, а не на целый день. Час стоянки в 20 руб./час – как раз из этой категории. Потому что 200 руб. за 10 часов – это дорого. А на час-два – вполне приемлемая плата, чтобы не искать парковочное место.
Но мы не должны забывать об офисных работниках, которые приезжают на работу на авто. Конечно, рассчитываем, что кто-то из них вообще откажется от пользования машиной каждый день. Но для кого-то это важно, удобно и необходимо. Поэтому должен быть предоставлен другой вид парковок – внеуличные или плоскостные. Такие объекты находятся за пределами проезжей части. Можно оставить авто на удалении в несколько кварталов от офиса, пешком до него дойти и вечером один раз уехать. Чтобы стимулировать такую парковку, мы предлагаем сделать ее дешевле, то есть 10 часов на улице – 200 руб., а на плоскостной парковке дешевле. Эта ценовая дифференциация позволит привлечь клиентов.
Перехватывающие парковки – разновидность плоскостных. Они расположены за границей платной зоны или близко к ней. Логика таких стоянок в том, чтобы предложить автолюбителю оставить машину здесь и не въезжать в зону платной парковки.
– Какая цена может быть здесь?
– Богатые города делают такие парковки бесплатными. На наш взгляд, плата на перехватывающих не должна превышать стоимости содержания самой парковки. Ориентировочно, она не должна быть выше 80 руб. за весь день.
– Где первая плоскостная парковка появится в Перми?
– Конкретные объекты мы определим в начале следующего года. Первой общедоступной станет парковка на ул. Попова – между улицами Ленина и Пермской. Раньше земля здесь была в аренде «Ростелекома» – под парковку головного офиса компании. Сейчас аренда закончилась, участок вернулся в муниципальное управление.