Городские власти подвели итоги принятых на муниципальном уровне мер поддержки бизнеса в условиях COVID-19. Меры показали себя эффективными и помогли сократить потери для представителей отдельных сфер экономики. Однако высок риск, что в следующем году отдельные участники рынка, в частности владельцы НТО и рекламные компании, продолжат испытывать финансовые трудности. Для того чтобы минимизировать их убытки, администрация Перми решила принять новые меры поддержки.
Фото: Максим Кимерлинг, Коммерсантъ
Фото: Максим Кимерлинг, Коммерсантъ
Городская рабочая группа по выработке оперативных мер по поддержанию экономической стабильности подвела итоги принятых на муниципальном уровне мер поддержки бизнеса за год. В заседании группы в режиме ВКС под председательством главы Перми Дмитрия Самойлова приняли участие депутаты гордумы, специалисты администрации Перми и представители бизнес-сообщества.
Напомним, рабочая группа была создана в апреле. Как доложил и. о. первого замглавы администрации Перми Виктор Агеев, за это время с предпринимателями были заключены 905 допсоглашений, предусматривающих разные формы поддержки: отсрочка платежей за аренду земельных участков и имущества, НТО и рекламных конструкций, отсрочка демонтажа НТО. Общая сумма поддержки бизнеса в этом году составила 201,6 млн рублей.
«Муниципальные меры поддержки структурно являлись вспомогательными по отношению к мерам, принятым на федеральном и региональном уровне. Их окончательную оценку мы сможем дать по итогам года, но уже сейчас очевидно, что те беспрецедентные меры, которые были приняты, позволили избежать коллапса в экономике, который многие предрекали весной. Показатель, характеризующий городскую экономику, – объем отгруженной продукции собственного производства. Мы ожидаем, что к концу года он снизится на 5%, возможно и меньше. Это не совсем хорошо, но лучше, чем могло бы быть. Так что в целом можно сказать, что экономика города сохранила свою стабильность», – отметил господин Агеев.
Члены рабочей группы признали эффективной практику отсрочки демонтажа НТО по истечении срока договора, поэтому было принято решение продлить действие этой меры. «Владельцам НТО весной была дана отсрочка до конца 2020 года по демонтажу объектов после окончания срока договора, с предпринимателями было заключено 17 соглашений. Эту возможность планируется продлить до конца 2022 года. Ею смогут воспользоваться 127 хозсубъектов. Эта мера поддержки востребована у бизнеса, потому что позволяет сохранить рабочие места», – рассказал глава Перми Дмитрий Самойлов.
Участники заседания отдельно остановились на мерах поддержки для рекламных компаний. Из-за нестабильной экономической ситуации спрос на размещение рекламы серьезно упал, и для поддержки бизнеса в этой сфере городские власти в апреле предоставили возможность отсрочки платы за размещение рекламных конструкций. В результате этой помощью воспользовались 11 предпринимателей, было заключено 444 допсоглашения к договорам.
«Мы говорили об отсрочке платежей и переносе их на следующие периоды. Чтобы компании потом могли осуществить платежи, по моему мнению, необходим отложенный спрос. Однако сейчас я не вижу предпосылок к тому, чтобы в рекламной сфере в 2021 году увеличилось количество заказов или выросла оплата услуг. Можем ли мы рассмотреть возможность не отсрочки, а отмены текущих платежей за 2020 год и просто продлить договоры на 2021 год и там уже исходить из ситуации? Потому что пока получается, что мы просто на год откладываем крах рекламных компаний», – предложил глава экономического комитета Пермской гордумы Арсен Болквадзе.
Директор рекламного агентства «Оникс» Демид Кузьмичев подтвердил, что сегодня ситуация в отрасли сложная и ей необходимы новые меры поддержки. «На текущий момент занято около 10–15% рекламных поверхностей, это позволяет нам покрывать текущие операционные расходы. Несмотря на то что сегодня локдауна нет, потребительские привычки людей меняются. Компенсировать отсрочку за 2020 год мы уже точно не сможем, и в следующем году оплачивать текущие платежи, с большой вероятностью, будет очень тяжело. Думаю, что необходимо минимум на полгода продлить отсрочку текущих платежей, а затем применить зачет обеспечительным платежом, в идеале в полном размере, а его заменить другим способом обеспечения обязательства. Никто не может сказать, что точно будет через полгода, но сейчас эта поддержка нужна и своевременна», – считает господин Кузьмичев.
Участников рекламного рынка поддержал уполномоченный по защите прав предпринимателей в Пермском крае Павел Новоселов. Он тоже предложил рассмотреть возможность зачета обеспечительного платежа, предусмотренного договором как плата за последний год размещения, в счет платежей за 2020 год.
«Это предложение было одобрено, готовится соответствующее постановление. Эта мера поддержки будет предусмотрена в 2021 году», – написал после заседания рабочей группы Дмитрий Самойлов в своем Instagram.