Лариса Чураева: «Для формирования благоприятной бизнес-среды важны не только финансовые, но и нефинансовые меры поддержки»
Вице-президент, региональный директор Ростовского офиса ПСБ (ПАО «Промсвязьбанк») Лариса Чураева рассказала о работе банка в условиях коронакризисных ограничений, о том, как банк помогает своим клиентам адаптироваться и развиваться.
- С какими итогами банк подходит к завершению года? Насколько пандемия повлияла на реализацию планов?
- Конечно, эпидемиологическая обстановка не могла не повлиять на нашу работу, но мы быстро адаптировались к ситуации. Большую роль в этом сыграли и сложившиеся отношения с нашими клиентами, представителями бизнеса. Нам удалось совместными усилиями сохранить то, что было наработано предпринимателями. Мы выполнили, а в некоторых направлениях нашей работы и перевыполнили плановые показатели.
В целом, чистая прибыль ПСБ по МСФО за 9 месяцев 2020 года составила 15,9 млрд рублей, что на 59% выше, чем за аналогичный период 2019 года.
- Как вы считаете, насколько эффективными оказались меры поддержки бизнеса, которые совместно с банками предприняло государство? Насколько активное участие принимал в этой работе Промсвязьбанк?
- Банк стал проводником государственных мер поддержки для бизнеса, а также разработал ряд собственных программ.
ПСБ помог предпринимателей получить субсидии и поддержку по программе льготного кредитования: на выплату заработной платы и на восстановление деятельности. Мы также предложили бизнесу кредитные каникулы, упрощенную реструктуризацию кредитов, запустили множество онлайн-сервисов, которыми клиенты пользуются и сейчас.
Акцент в формировании новых банковских продуктов и предложений был сделан на онлайн. Чтобы поддержать микробизнес, ПСБ провел открытый конкурс грантов, по итогам которого компаниям-победителям были предоставлены средства на перезапуск бизнеса. 204 российских предпринимателя получили безвозмездные гранты от ПСБ на возобновление своего дела. Шесть предпринимателей из Ростовской области получили безвозмездные гранты на общую сумму 450 тыс. рублей.
Нужно понимать, что для формирования благоприятной бизнес-среды важны не только финансовые, но и нефинансовые меры поддержки. ПСБ активно поддерживает проекты, связанные с популяризацией бизнеса. Так, например, этим летом в банк приступил к реализации программы «Курс малого бизнеса» — это серия обучающих мероприятий для военнослужащих, супруг военнослужащих в 13 регионах, в том числе и в Ростовской области. Программа разработана совместно с Минобороны РФ и Высшей школой экономики. Мы получаем хорошую обратную связь от участников проекта, потому что все, что рассказывают спикеры, – это ценный практический опыт. Цель программы – создание дополнительных карьерных возможностей и профессионального развития, используя обучающие программы расширению предпринимательских навыков.
- Ограничения, связанные с пандемией, стали мягче. Как вы оцениваете настроение предпринимателей сегодня?
- Я думаю, что этот год стал одновременно и временем новых возможностей, и испытанием одновременно. Любой предприниматель нацелен работать и развиваться. Это одно из ключевых качеств для работы в МСБ – быть смелым, открытым ко всему новому, быстро адаптироваться к ситуации и находить возможности для дальнейшего ведения бизнеса. Об этом говорят и цифры. По данным Индекса RSBI, в октябре деловая активность предпринимателей улучшилась по отношению к прошлому месяцу и составила 47,5 пунктов.
Впервые с марта текущего года, когда были введены ограничения, связанные с распространением пандемии, доля предпринимателей, которые увеличивают инвестиции, превысила на 5% долю тех бизнесменов, которые приняли решение об их сокращении. То есть, все больше предпринимателей решают инвестировать в бизнес для адаптации к текущим условиям работы. А инвестиции – это развитие.
- Каковы планы на будущее, как оцениваете перспективы экономики?
- Уверена, что мы добьемся стабилизации экономической ситуации совместными усилиями, в открытом диалоге всех институтов развития бизнеса и самих предпринимателей.
- Вы затронули тему онлайн-сервисов. Насколько ваши клиенты-предприниматели были готовы к формату онлайн-отношений с банком и в какой степени сам банк был готов предложить в дистанционном формате максимум своих услуг? Как Вы считаете, передут ли банки полностью в онлайн?
- Действительно, если раньше онлайн-сервисы осваивались представителями бизнеса в разном темпе, то в этом году рынку стало очевидно, как важно быть онлайн.
ПСБ всегда делал на развитие дистанционных сервисов, мы оказались готовы к требованиям времени, и сейчас видим результат.
Еще до пандемии у наших клиентов из сегмента малого и среднего бизнеса уже была возможность оформить кредит без визита в офис банка и всего по одному документу, без залога и поручительства в течение 24 часов. Сейчас в режиме онлайн, через личный кабинет и мобильный банк доступны почти все услуги – от открытия счета до ведения онлайн-бухгалтерии для ИП.
Наши сотрудники всегда на связи, оказывают поддержку клиентам в интернет-мессенджерах, консультируют по всем мерам поддержки бизнеса.
Мы оперативно перестроили ключевые для нас бизнес-процессы.
Мы считаем, что будущее - за оптимальным сочетанием дистанционных каналов и личного общения между клиентами и сотрудниками банка. В финансовой сфере есть масса вопросов, которые требуют консультаций с грамотным, опытным специалистом, а не роботом.