Среда обучения.
Командный дух онлайн-образования.
Обучение и воспитание в условиях дистанционного образования требует новых подходов от всех его участников, в том числе самих учеников и их родителей. Самые успешные практики, созданные учителями в это время, основаны именно на командной работе, на совместной деятельности, творчестве, для которых онлайн-формат открывает новые возможности, считают эксперты круглого стола «Воспитание во внеурочное время» по тематике образовательной программы «Среда обучения» Мастерской управления «Сенеж» президентской платформы «Россия – страна возможностей», который состоялся 19 ноября в пресс-центре ТАСС в Екатеринбурге.
Программа «Среда обучения» разработана Мастерской управления «Сенеж», в этом году в ней смогли принять участие порядка 300 финалистов всероссийского профессионального конкурса «Учитель будущего». Задача программы – помочь педагогам в создании целостной единой системы обучения и воспитания, в построении так называемой адаптивной образовательной среды, в которой формат обучения и его содержание трансформируются под запрос отдельных групп учеников, а также в организации образовательного и воспитательного процесса с помощью инструментов онлайн-образования. «Учитель будущего» – один из проектов президентской платформы «Россия – страна возможностей», который реализуется в рамках национального проекта "Образование".
Как отметила в ходе круглого стола, директор Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Уральского государственного педагогического университета (УрГПУ), эксперт профессионального конкурса «Учитель будущего» Марина Бывшева, сегодня учителя, оказавшиеся в условиях образования в цифровой среде, активно ищут новые плоскости взаимодействия с учениками, разрабатывают новые практики, в основе которых идея совместной деятельности сообщества и постоянного диалога.
«Очень важным видится участие в разработке таких практик профессионального сообщества. Новый импульс в этом направлении нам дал конкурс «Учитель будущего», где мы работали в команде учителей, проживали идею командности. Именно такое движение, импульс команды, профессионального сообщества дает возможность изменить воспитательную работу, внести новые тренды и форматы в воспитательную внеурочную деятельность в каждой школе, донести до каждого ребенка и семьи.
Сегодня учителя все чаще демонстрируют собственную позицию и транслируют собственные культурные практики для детей, родителей и друг друга. Можно перечислить массу интересных новых практик, которые мы видим, анализируя работу учителей, взаимодействуя с ними. Это не только разнообразные виртуальные экскурсии, мастерские, но и, например, варианты веб-квестов, созданных вместе с детьми, и многое другое. В нашем центре мы совместно с коллегами записываем различные варианты воспитательных практик, которые можно реализовать и во внеурочной деятельности, видеоролики с методическими материалами размещаем на канале единой цифровой среды Свердловской области «Учимся вместе», - рассказала Марина Бывшева.
Как отметили эксперты, опыт дистанционного обучения и воспитания выявил как плюсы, так и минусы такого формата. В частности, учителя и родители столкнулись с тем, что у школьников появилось больше возможностей для «списывания». По словам финалиста конкурса «Учитель будущего», учителя школы МАОУ СОШ № 69 г. Екатеринбурга Екатерины Белоцерковской, эта проблема существовала в школе практически всегда, однако сейчас ее решать несколько сложней и для этого необходимы условия для творческого обучения, вовлеченности ребенка.
«Задача учителя – создать такие задания, чтобы у ребенка не возникло желания списать, а возникло желание сделать. Когда учитель создает такую образовательную среду, в которой у детей появляется возможность творить, сочинять, когда выводит обучение за рамки стандартного урока – в такой ситуации списывания не будет. Организовать такую образовательную среду, такую связь с детьми во время дистанционного обучения вполне реально, сейчас для этого есть все необходимые технологии, которыми владеют, в том числе, ученики начальной школы», - отметила Екатерина Белоцерковская.
При этом она добавила, что создание адекватной, развивающей образовательно-воспитательной среды – процесс, в котором должна принимать участие не только школа, но и семья: «Внеурочная деятельность невозможна без участия семьи, и мы, учителя, должны обратить внимание на тесное взаимодействие с родителями… Самое главное – это создание в любой школе такой системы взаимодействия учителя, ученика и родителя, когда внутренняя система воспитания, школьной внеурочной деятельности будет разрабатываться ими совместно. Только тогда эта система будет не просто изложенной на бумаге, а действительно рабочей».