С помадой, но без духов

Чем живет косметическая отрасль

Индустрия красоты довольно стойко переживает кризисы планетарного масштаба — даже в изрядно потрепавшем мировую экономику 2008-м ее рост лишь слегка замедлился и быстро, в течение полутора лет, восстановился. Нынешний год не стал исключением: по сравнению со многими сферами бизнеса, по которым пандемия проехалась катком, бьюти-отрасль держится совсем неплохо.

Фото: Getty Images

Косметика

Несмотря на неясные экономические перспективы, 2020 год оказался удивительно щедрым на звездные запуски в индустрии красоты — сообщения о новых брендах, выходящих ограниченными тиражами, об именных коллекциях и прочих инициативах мелькали в новостях чуть ли не каждую неделю. Вспомним лишь несколько самых громких событий. Селена Гомес порадовала поклонников собственной маркой Rare Beauty (предлагается 48 средств для макияжа), пообещав отчислить с будущих прибылей щедрые $100 млн в помощь людям, страдающим психическими расстройствами. Рианна расширила ассортимент Fenty Beauty: теперь это не только полюбившаяся многим декоративная косметика, но и средства для ухода за кожей Fenty Skin. Звездная теннисистка Винус Уильямс начала выпускать солнцезащитные кремы под своей маркой EleVen. В партнерстве с E.L.F. собственную марку запускает певица Алиша Киз, со дня на день ожидается выход в свет косметики Дженнифер Лопес — анонсированный еще в 2018 году бренд вполне ожидаемо получил название J.Lo Beauty. Наконец, музыкант и продюсер Фаррелл Уильямс тоже приобщился к миру красоты: теперь он делает «косметику без привязки к полу и расе», как говорится в официальном Instagram-аккаунте его косметической марки Humanrace.

Повышенная звездная активность в индустрии красоты, с одной стороны, не может не радовать: никто не запускает новые марки или даже коллекции с кондачка, не взвесив все за и против и не просчитав возможные риски. А значит, для экономики еще не все потеряно и шансы на скорый выход из пандемического кризиса неплохие. С другой — эта активность стала дополнительным поводом для беспокойства: нас и так пугают перепроизводством и чрезмерным потреблением, а уж во время пандемии и подавно странно думать о красе ногтей. Но, как говорится, раз на бьюти-небосклоне зажигаются новые звезды, значит, это кому-нибудь нужно — возможно, нам с вами.

Цифры тоже говорят в пользу нужности: продажи косметики, если верить отчету консалтинговой компании McKinsey & Company, особо не снизились, а в некоторых сегментах даже поднялись. В частности, средствам для губ прочили сложные времена из-за масочного режима практически во всем мире, но времена эти, судя по тем же отчетам, не наступили. Возможно, тут все дело в бесконечных Zoom-конференциях, в которые у многих перетекла большая часть работы, а может, сыграл роль пресловутый «индекс помады», предложенный Леонардом Лаудером несколько лет назад. Сын основательницы империи Estee Lauder выдвинул гипотезу, что в периоды экономической нестабильности продажи косметики возрастают, в отличие от одежды, обуви и прочих товаров массового потребления. И с ним сложно не согласиться, глядя на графики продаж этого года.

Парфюмерия

Но были и сложности — к примеру, совсем нелегко пришлось парфюмерии. Если палетку теней или средства для ухода за волосами люди, как выяснилось, готовы с легкостью положить в корзину интернет-магазина, то желающих купить «вслепую» незнакомые духи оказалось гораздо меньше. И, в отличие от остальных видов косметических товаров, парфюмерии практически никак не помог рост покупательского ажиотажа в онлайн-магазинах — все по той же причине. Мало кому хочется тратить внушительные суммы на ольфакторного кота в мешке, а предварительно познакомиться с новым ароматом не было возможности даже втихую — косметическим офлайн-магазинам в течение нескольких месяцев запрещалось выставлять тестеры. Впрочем, это дало стимул развитию парфюмерной E-commerce: производители начали придумывать способы соединить онлайн-торговлю с опытом похода в реальный магазин. Например, Kilian грозятся начать бесплатно рассылать пробники ароматов — выбрать, на какое из многочисленных творений Килиана Хеннесси вы готовы потратиться, можно будет не вставая с дивана.

Специальные средства

Некоторые косметические средства стали пользоваться повышенным спросом, что называется, не от хорошей жизни. В этом году наш словарь пополнился новым словом «маскне». Из-за постоянного ношения маски люди начали испытывать проблемы с кожей: высыпания, шелушение, покраснение, повышенная чувствительность и прочие неприятности нередко настигали даже тех, кто никогда ни на что подобное не жаловался. И уж совсем непросто пришлось тем, кто до пандемии не понаслышке был знаком с акне, псориазом, экземой и другими дерматологическими заболеваниями. Неудивительно, что спрос на косметику, которая помогает облегчить неприятные симптомы, в 2020 году значительно вырос. Как и популярность средств для мягкого очищения и увлажнения кожи рук, мечтающей о пощаде с конца февраля, когда в нашу жизнь всерьез и, как выяснилось, надолго вошли бесконечное мытье и санитайзеры.

Стресс и тревога, которых более чем хватает с приходом проклятого вируса, негативно сказались и на многих головах. Речь здесь даже не о психологических проблемах, с которыми в той или иной мере столкнулись практически все — здоровье шевелюры, как известно, зависит в том числе и от нашего эмоционального состояния: сильные переживания и периоды повышенного стресса организм логично воспринимает как сигнал о том, что пришли сложные времена. А вместе с ними и необходимость переходить в режим максимального сбережения энергии — жить без волос у человека гораздо больше шансов, чем, к примеру, без внутренних органов, а потому урезать питание кожи головы организм начинает в первую очередь. С такими неприятностями, как сильный «волосопад», а также перхоть, жжение и мучительный зуд, пришлось иметь дело гораздо большему, чем обычно, количеству людей. Неудивительно, что и спрос на средства, помогающие с этими досадными обстоятельствами бороться, значительно вырос.

Что дальше

Разговоры о том, что мир заметно поменяется из-за пандемии, не утихают — кто-то относится к ним скептически и считает, что с уходом вируса жизнь постепенно вернется в привычное русло. Кто-то прочит человечеству чуть ли не полный уход в виртуальную реальность. Истина, скорее всего, где-то посередине, но в индустрии красоты, как, впрочем, и в других сферах потребления, нас наверняка ждут перемены, и очень хочется верить, что если не все они, то многие будут только к лучшему.


Приметы времени

Санитайзеры стали привычным косметическим средством. Мы собрали самые нетривиальные: те, которые помимо своего прямого назначения — защиты от бактерий и вирусов — обладают приятной парфюмерной отдушкой и содержат ухаживающие компоненты.

Карманный санитайзер Ocean Spritz, FOAM by Salus

Фото: FOAM by Salus

В составе — 100-процентные органические отдушки с ароматом океанической пены, соли, зеленой сирени и амарилиса. Средство очень экономично: один спрей позволяет сохранить до 90 л проточной воды.


Гигиенический гель для рук Soft Hands Hygiene, Guerlain

Фото: Guerlain

Очищает и одновременно увлажняет кожу рук, не требуя смывания. В его составе — концентрат меда и гликоль.


Парфюмированный санитайзер Mango Skin, Vilhelm Parfumerie

Фото: Vilhelm Parfumerie

Очищающее средство для рук состоит из 73-процентного спирта, увлажняет кожу и формирует на ней невидимую защитную пленку за счет входящего в состав масла листьев чайного дерева. Пахнет свежим манго.


Спрей Hand Protection and Finishing Spray, Margaret Dabbs London

Фото: Margaret Dabbs London

«Жидкие перчатки» для рук. Спрей содержит натуральные экстракты герани, мандарина, а также масло эму и после нанесения образует тонкую, дышащую пленку, которая защищает руки и ногти от обезвоживания.


Очищающий спрей для рук с антибактериальным эффектом, Hobepergh

Фото: Hobepergh

Гидроспиртовое средство для дезинфекции рук (содержание спирта — 71,5%), не требует смывания, содержит натуральные экстракты и эфирные масла горной сосны и мексиканского лайма.


Гель для дезинфекции рук, Compagnie de Provence

Фото: Compagnie de Provence

Очищает, защищает кожу и ухаживает за ней, создавая барьер от вирусов и бактерий, обогащен витаминами, антиоксидантными и увлажняющими компонентами, не требует смывания.

Ирина Урнова

Вся лента