Авторынок разогнался до рекорда
В октябре рост продаж оказался лучшим за два года
Авторынок Петербурга в октябре устанавливает рекорды: по итогам второго осеннего месяца продажи новых легковых автомобилей увеличились на 13% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — это самый большой рост продаж с сентября 2018 года. Вместе с тем по итогам десяти месяцев динамика вновь оказалась отрицательной: было продано на 13% машин меньше, чем год назад. По мнению экспертов, при сохранении подобных объемов петербургский авторынок может показать положительную динамику как в ноябре, так и в декабре, а по итогам года падение составит 10%.
Автосалоны Петербурга в октябре реализовали 13 685 новых легковых автомобилей, что на 13% больше, чем годом ранее, следует из отчета аналитического агентства «Auto-Dealer-СПб». Начиная с сентября 2018 года это самый большой рост продаж по итогам одного месяца — тогда он достиг 14%. Учитывая октябрьский результат, в Петербурге за 10 месяцев было продано 101 472 машины (–13% год к году), за исключением объема реализации автомобилей BMW, Mini и Mercedes-Benz, которые отчитываются ежеквартально.
Согласно данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), во второй осенний месяц российский авторынок также вышел на положительный результат: было реализовано 154 164 новых легковых и легких коммерческих автомобиля, что на 7% больше, чем годом ранее (без учета марок концернов BMW и Daimler). При этом совокупный объем продаж с января по октябрь 2020 года составил 1,19 млн машин (–12%)
Доля Петербурга в общем объеме продаж автомобилей в России с января по июль составила 8,5% (год назад — 8,6%).
«Впервые за всю историю продаж автомобилей в Петербурге сразу три бренда по итогам одного месяца реализовали более 2000 машин — в октябре это удалось Kia, Hyundai и Lada»,— отмечают в «Auto-Dealer-СПб». При этом маркам Skoda и Nissan удалось увеличить в этом месяце продажи более чем на 50%, а оставшиеся две марки — Volkswagen и Mitsubishi — «просели» в пределах 1%. Так, по итогам октября, наилучший результат показывают Kia (2046; +5%), Hyundai (2022; +22%) и Lada (2020; +42%). Положительная динамика по итогам месяца отмечается у Renault (1271; +10%), Skoda (1193; +61%), Toyota (600; +9%), Nissan (388; + 63%) и Audi (259; +23%). Продажи Volkswagen и Mitsubishi составили 1061 шт (–1%) и 450 шт (–0,4%) соответственно.
По словам ведущего эксперта «Auto-Dealer-СПб» Евгения Еськова, рост продаж автомобилей продолжается, несмотря на дефицит некоторых моделей и комплектаций машин в дилерских центрах. «При сохранении таких объемов петербургский авторынок может показать положительную динамику как в ноябре, так и в декабре. Правда, на замедлении темпов роста могут сказаться отсутствие предпосылок закрытия автосалонов, как это произошло весной, а также определенная стабилизация курса рубля»,— говорит он, добавляя, что вполне реально по итогам года ожидать падения продаж автомобилей в Петербурге примерно на 10%.
Сергей Новосельский, управляющий компании «Объединенная Автомобильная Корпорация — РРТ», замечает, что октябрь и ноябрь показали традиционно возрастающий при экономических колебаниях спрос на автомобили. «При этом дефицит автомобилей у производителей, вызванный нарушениями в логистических цепочках из-за пандемии COVID-19, привел к тому, что впервые за долгое время дилеры стали зарабатывать не только на сделке в целом, но и на "железе", то есть на самом автомобиле, чего давно уже не было»,— объясняет он. Однако, подобная ситуация продлится недолго, и уже сейчас можно видеть постепенное снижение спроса и неготовность клиента переплачивать в условиях дефицита. «Поэтому в дальнейшем автодилерам придется жить в условиях привычной борьбы за клиента. Но сложность будет заключаться в том, что дефицит быстро не закончится — вряд ли ситуация исправится раньше весны следующего года»,— полагает эксперт. По его словам, говорить о росте продаж в октябре-ноябре не приходится. «Скорее, надо говорить о значительном — на 35–40% — росте доходности на проданном автомобиле, а не об увеличении количества проданных автомобилей»,— добавляет господин Новосельский.
«В целом по всему портфелю брендов за период октября-ноября 2020 года компания "Аларм-Моторс" продемонстрировала прирост объема продаж на 16% (к 2019 году). Рост продаж по группе связан в первую очередь с появлением в портфеле новых брендов Mazda и Geely»,— говорит директор сети дилерских центров «Аларм-Моторс» Роман Слуцкий, отмечая также более чем 50-процентный рост объема продаж Ford Transit. По его прогнозам, в декабре ожидается сохранение дефицита по основному торговому ассортименту масс-сегмента. «Российский рынок по итогам года потеряет около 10% к 2019 году. Мы рассчитываем продемонстрировать несколько лучшую динамику»,— уверен господин Слуцкий.