Бюджет подтянет тягачи
СП КамАЗа и Daimler получит субсидии
Минпромторг изменит правила льготного лизинга спецтехники, благодаря чему на субсидии смогут претендовать тягачи производства СП Daimler и КамАЗ с двигателем «Евро-6». Всего концерн поставит в лизинг до конца года 200 грузовиков Mercedes-Benz, скидка на каждый автомобиль может составить 20%, или почти €20 тыс. Между тем двигатели для них не локализованы в России. В Минпромторге, который традиционно настаивает на жесткой локализации, объясняют логику предоставления субсидий необходимостью поддерживать российских автоперевозчиков.
Минпромторг подготовил поправки (есть у “Ъ”) к постановлению правительства 811 о льготном лизинге спецтехники, которые предусматривают распространение льгот на седельные тягачи экологического класса «Евро-6» в 2020 году. Скидка для них может составить 20%, тогда как для остальных категорий речь идет о 10–15%. Объем субсидирования в 20% нехарактерен для программ господдержки. Более того, автомобили получат льготы, несмотря на низкую локализацию: порог снизят с 1,6 тыс. до 1 тыс. баллов. Эти параметры “Ъ” подтвердили в Минпромторге. Источник “Ъ” уточнил, что рассматривается изменение планки до 1,2 тыс. баллов при принятии документа.
До сих пор единственной компанией, имевшей доступ к подобной господдержке, был КамАЗ. Но концерн только приступил к разработке двигателя «Евро-6», и первый серийный автомобиль с ним планируется выпустить в 2025 году.
Подтверждение уровня локализации такого двигателя из иностранных производителей есть только у СП КамАЗа и Daimler «Даймлер КамАЗ Рус» (оно набирает 1–1,2 тыс. баллов). Также теоретически уровню локализации соответствует Volvo Trucks, но с учетом ограничения срока допуска к поддержке началом декабря компания вряд ли успеет получить подтверждение.
Ассоциация международных автомобильных перевозчиков в начале ноября сообщала, что «Даймлер КамАЗ Рус» выпустит в РФ в ноябре—декабре до 200 седельных тягачей Mercedes-Benz 1845 LS (две комплектации имеют 1,2 тыс. баллов, одна — 1,1 тыс. баллов) класса «Евро-6». Их планировалось поставить членам ассоциации по спеццене — €99,9 тыс. за штуку. Скидка на лизинг может составить в целом около 360 млн руб. (всего на льготный лизинг спецтехники в 2020 году выделено из бюджета 3 млрд руб.). В СП не ответили “Ъ”. Глава «Даймлер КамАЗ Рус» Андреас Дойшле упоминал о поддержке поставки машин класса «Евро-6» на прошедшем 25 ноября форуме немецкой торговой палаты.
Источник “Ъ” говорит, что изменения готовились именно под проект «Даймлер КамАЗ».
Другой собеседник слышал о том, что со следующего года СП получит квоту на реализацию около 1,5 тыс. машин, а господдержка может продолжиться в рамках программы льготного лизинга колесной техники, бюджет которой на этот год уже выбран. Источник “Ъ” недоумевает, почему вопреки риторике Минпромторга субсидии выдаются на по сути нелокализованную технику.
В министерстве “Ъ” сказали, что в ЕС установлены очень высокие налоги на технику экологического класса ниже «Евро-6», в то время как в России с 2016 года действует требование о соответствии экологическому классу не ниже «Евро-5». Российские транспортные компании, участвующие в международных перевозках, из-за этого уступают иностранным, и именно для повышения конкурентоспособности в РФ освоено производство седельных тягачей класса «Евро-6», а также разработаны изменения в программу льготного лизинга.
Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала» отмечает, что, хотя о стимулировании локализации речи нет, некоторые «поблажки» для более экологичной техники вполне допустимы. Если увеличить спрос на спецтехнику высоких экологических классов, то через какое-то время можно будет стимулировать и локализацию компонентов, говорит Дмитрий Бабанский из SBS Consulting.