Ингушские богословы попросили за активистов
Суд над организаторами протестных митингов в Магасе сопровождается новыми задержаниями
Ингушские богословы и старейшины обратились к президенту Владимиру Путину с просьбой освободить ингушских оппозиционных активистов Бараха Чемурзиева, Мусу Мальсагова, Малсага Ужахова, Зарифу Саутиеву, Багаутдина Хаутиева, Ахмеда Барахоева и Ислама Нальгиева, которых судят по обвинению в организации беспорядков и насилия над полицейскими во время протестов в Магасе в 2019 году против чечено-ингушского соглашения об административной границе. Семи фигурантам грозят сроки заключения от шести до десяти лет. Тем временем в деле о протестах появился новый обвиняемый.
Ингушские богословы и старейшины опубликовали обращение к президенту Владимиру Путину с просьбой содействовать прекращению уголовного преследования активистов, обвиняемых в насилии по отношению к полиции на митингах в Магасе в 2019 году и в создании экстремистского сообщества.
Авторы полагают, что все фигуранты — «богобоязненные мусульмане и законопослушные граждане», а их действия были продиктованы требованием «справедливости законности и правопорядка».
Предварительные слушания по делу семи активистов прошли 24 ноября в Кисловодске, однако уже принято решение о переносе процесса в соседние Ессентуки, хотя слушаться дело будет тем же составом суда. «Возможно, это связано с тем, что в ессентукском суде клетка для заключенных вместительнее»,— предположил участвующий в деле адвокат Билан Зугаев. Сейчас фигуранты содержатся в пятигорском изоляторе «Белый лебедь», в ноябре им на полгода продлили срок содержания под стражей.
Беспорядки, о которых говорится в деле, произошли во время акций протеста, организованных ингушской оппозицией в конце 2018 и начале 2019 года против достигнутого ранее соглашения об административной границей между Чечней и Ингушетией. Документ подписали тогдашние главы республик Юнус-Бек Евкуров и Рамзан Кадыров. Ингушетия получила от Чечни часть Надтеречного района, взамен передав территорию в Малгобекском районе и участок Сунженского района. 26 и 27 марта 2019 года в Магасе прошел согласованный митинг. Когда отведенное время закончилось, часть манифестантов решили остаться на площади бессрочно. Их попытались вытеснить бойцы Росгвардии, во время потасовки в ход пошли как полицейские дубинки, так и палки, камни и стулья. Следствие пришло к выводу, что все выступления оппозиции были спланированы активистами и имели цель дестабилизировать общественно-политическую ситуацию в Ингушетии. Главным мотивом обвинение считает «неприязнь» оппозиционеров к тогдашнему главе республики Юнус-Беку Евкурову. Господин Евкуров позднее объявил о своей досрочной отставке, назвав одной из ее причин «разлад с обществом».
Сотрудники главного управления СКР по СКФО сначала обвинили участников столкновения с полицией в применении насилия к представителям власти (ст. 318 УК РФ), а затем возбудили новое дело по более тяжкой ст. 282.1 (создание экстремистского сообщества). В качестве организаторов по делу проходят Барах Чемурзиев, Малсаг Ужахов и Муса Мальсагов, которым грозит до десяти лет заключения. Зарифа Саутиева, Багаутдин Хаутиев, Ахмед Барахоев и Ислам Нальгиев как участники экстремистского сообщества могут получить до шести лет лишения свободы. Обвинение бывшему главе МВД Ингушетии (в 2002–2003 годах) Ахмеду Погорову по тем же статьям предъявлено заочно, так как он скрывается.
«Мы настаивали, чтобы суд над нашими подзащитными прошел в Магасе — там, где и происходили события, ставшие поводом для их обвинения, но в этом нам было отказано»,— посетовал адвокат Зугаев.
В Верховном суде России, где решали вопрос подсудности, сочли, что в Ингушетии на судей может быть оказано давление. В то же время защите удалось убедить суд в проведении процесса в открытом режиме, хотя сторона обвинения настаивала на обратном. «Будут закрыты лишь отдельные заседания, в которых будут принимать участие засекреченные свидетели»,— уточнил господин Зугаев. Кроме того, удовлетворены ходатайства защиты о проведении аудио- и видеозаписей заседаний и истребовании доказательств следствия, важных с точки зрения защиты, но отсутствующих в материалах дел. Обвинения адвокат Зугаев считает «надуманными»: по его словам, подзащитные «как общественные деятели лишь принимали участие в санкционированном митинге, а затем, когда ситуация вышла из-под контроля, пытались удержать протестующих от правонарушений».
Всего по делам о беспорядках в Ингушетии в 2019 году проходит более 40 человек. 25 приговоров уже вступили в силу. Задержания продолжаются — в частности, 26 ноября в СИЗО Нальчика был доставлен задержанный в Магасе по делу о беспорядках Магомед-Башир Оздоев, ему предъявлено обвинение в применении насилия, опасного для жизни и здоровья, в отношении представителя власти (ст. 318 ч. 2 УК РФ). 18 ноября перед началом слушаний в Кисловодске ингушский активист Магомед Хазбиев попытался собрать граждан на «прогулку» в знак протеста против уголовного преследования семи активистов. Однако сам он был задержан и привлечен к административной ответственности за организацию несанкционированного мероприятия, а шествие не состоялось, поскольку на его предполагаемом маршруте дежурили наряды полиции.