Время сводить счеты
Как менялись расходы россиян в уходящем году
Пандемия COVID-19 изменила потребление россиян. Выросли расходы на лекарства и продукты питания, а из-за самоизоляции и удаленной работы отпала потребность в обновлении гардероба. В 2021 году эксперты ждут роста спроса на товары для дома и ремонта.
В этом году более половины россиян сократили расходы на 30%, а каждый пятый сэкономил примерно 50% по сравнению с обычным уровнем трат в связи с переходом на удаленную работу, следует из декабрьского исследования Райффайзенбанка. 59% опрошенных экономят на продуктах питания, 47% — на одежде, обуви, бензине и автомобиле, 45% — на развлечениях, 27% — на медицине, 20% — на кафе, а 16% — на занятиях спортом. Каждый пятый участник опроса стал больше откладывать средств. По данным «Ромира», на 55% сократились расходы на электронику, что может быть связано как с отсутствием в продаже новинок, так и общим снижением благосостояния. Гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров отмечает в этом году несколько всплесков потребительских расходов: «Весной — ажиотажные закупки продуктов с долгими сроками хранения, после перехода на удаленную работу резко вырос спрос на ноутбуки, роутеры, периферию. Повышенным спросом пользовались лекарства». В X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») подсчитывали, что с 9 по 22 марта мясные консервы показали рост продаж в 38 раз, замороженная продукция — в 30, крупы — в 29, сахар — в 24,6, соль — в 19,7. По данным группы «М.Видео-Эльдорадо», продажи ноутбуков за три квартала выросли на 40% в штуках и 54% в деньгах. Продажи лекарств в денежном выражении к 29 ноября увеличились на 8,6%, до 100,4 млрд руб. год к году, подсчитали в DMS Group.
На фоне различных ограничений в связи с COVID-19 снижались траты на путешествия и развлечения, также россияне продолжали сокращать расходы на одежду, обувь, ювелирные изделия, аксессуары, рассказывает господин Бурмистров. По его словам, в начале года россияне не покупали новые вещи из-за теплой зимы, потом начались закрытия магазинов в связи с пандемией. По данным исследования BCG и «Ромира», на посещение кинотеатров и ресторанов траты снизили 34% и 27% россиян соответственно. Согласно исследованию Tinkoff CoronaIndex, доходы туристической отрасли, индустрии развлечений и гостиниц в ноябре были на 52,4%, 45,3% и 42,9% меньше, чем годом ранее. По прогнозам «Infoline-Аналитики», расходы россиян на одежду, обувь и аксессуары в этом году могут сократиться до 30%.
Среднее значение индекса потребительской активности Tinkoff CoronaIndex в ноябре было на уровне 6,1 балла по сравнению с 6,7 балла годом ранее. Как отмечают авторы исследования, сильнее потребительская активность россиян в этом году падала только в апреле — на 25% и в мае — на 16%. Распродажи не смогли компенсировать этот тренд. В этом году россияне тратили в День холостяка, «Черную пятницу» и День матери на 20–30% меньше, чем в 2019 году, отмечают в Tinkoff CoronaIndex. Сразу после «Черной пятницы» (30 ноября — 4 декабря) потребительская активность продолжила падение на 15–25% в зависимости от региона, говорится в исследовании.
В 2021 году Михаил Бурмистров ожидает роста спроса на товары для дома и ремонта: продажи жилья в этом году заметно выросли на фоне программы льготной ипотеки, и недвижимость будет необходимо обустраивать. По данным Росреестра, в январе—октябре в РФ было заключено 2,6 млн ипотечных сделок, что на 23% больше, чем годом ранее. На взгляд эксперта, должно оживиться потребление на fashion-рынке, а также будут востребованы различные товары для занятия спортом, так как в этом году потребители в целом привыкли обходиться без услуг фитнес-центров. С другой стороны, отмечает эксперт, может быть снижение спроса на электронику после активных закупок в этом году. По данным Deloitte, повышения своей покупательной способности в 2021 году ожидают 16% россиян, 39% ждут обратной тенденции.