Дело ясное, что дело ядерное
Специалисты по разведке сомневаются в иранской версии гибели физика-атомщика
В Тегеране прошли похороны убитого в пятницу Мохсена Фахризаде, которого считают одним из разработчиков секретной военной программы Ирана, связанной с оружием массового поражения. Иранские власти обещают отомстить за его гибель и выдвигают фантастические версии покушения. Эксперты считают, что тем самым Тегеран пытается скрыть очевидный провал в деятельности своих служб безопасности. В Москве заявили, что, кто бы ни стоял за убийством, виновные должны понести наказание.
Похороны руководителя Центра исследований и инноваций Министерства обороны Ирана Мохсена Фахризаде прошли в понедельник. Его хоронили со всеми воинскими почестями, в присутствии высшего командования силовых структур. В похоронах участвовали министры обороны и разведки Амир Хатами и Махмуд Алави, командующий Корпусом стражей исламской революции (КСИР) Хосейн Салами, руководитель сил специального назначения «Аль-Кудс» Эсмаил Гаани, глава Организации по атомной энергии Ирана, вице-президент Али Акбар Салехи.
Напомним, что Мохсен Фахризаде, которого за рубежом считают, в частности, одним из «архитекторов» секретной военной программы по разработке ядерного боезаряда для баллистических ракет, был убит в пятницу примерно в 90 км от Тегерана. Иранские власти возложили ответственность за его смерть на израильскую внешнюю разведку «Моссад».
Выступивший на похоронах глава КСИР Хосейн Салами (как и почти все другие выступавшие) пообещал отомстить: «Наши враги пусть ждут ответа. Характер, место и время операции определим мы».
Он добавил, что Иран оставляет за собой право наказать исполнителей и организаторов убийства.
Последнюю версию гибели Мохсена Фахризаде изложил секретарь Высшего совета национальной безопасности Ирана Али Шамхани: «К сожалению, операция была очень сложной. Произошло это с использованием электронного оборудования. На месте происшествия не было ни одного человека (из покушавшихся.— “Ъ”)». Ссылаясь на улики, он добавил, что в операции наверняка замешана оппозиционная иранская группа «Моджахеддин-э хальк», но «главный преступный элемент — это "Моссад"». По словам Али Шамхани, за ученым охотились последние 20 лет, иранская разведка даже знала место планируемого покушения, но информацию не восприняли серьезно, так как за последние годы было слишком много сообщений о возможном убийстве Фахризаде.
Согласно первоначальной версии иранских властей, машина, в которой ехал 63-летний физик-ядерщик, подверглась обстрелу, через 10–15 секунд в 20 метрах от нее взорвался автомобиль Nissan. В воскресенье агентство Fars опубликовало другие детали: Мохсен Фахризаде передвигался в бронированной машине, но был убит, когда вышел наружу, ошибочно приняв звуки выстрелов за проблемы с двигателем. После этого по нему был открыт огонь из автоматического стрелкового оружия на дистанционном управлении. Оружие находилось в автомобиле Nissan, который был припаркован примерно в 150 метрах. Именно эту версию и развил Али Шамхани.
Однако многие специалисты сомневаются в опубликованных иранцами деталях, считая, что власти пытаются скрыть промахи сил безопасности.
“Ъ” поговорил с несколькими российскими экспертами в области специальных операций, которые попросили не называть их имен. По их версии, картина выглядит достаточно странной. На опубликованных фото с места убийства ничто не говорит о наличии серьезно защищенного автомобиля — следы попаданий и разрушенные стеклопакеты, во всяком случае, против этой версии. По этой причине не стоит доверять и версии о том, что Мохсен Фахризаде вышел из автомобиля. Учитывая уровень защиты транспортного средства, убить его могли и внутри, считают эксперты. Кроме того, по их мнению, трудно поверить, что ученый, на жизнь которого не раз покушались, пошел смотреть, «что там стукнуло по машине».
«А вот версию об использовании пулемета с дистанционным управлением можно допустить, во всяком случае, наши специалисты предупреждали Иран о возможности использования подобных систем, но картина, наблюдаемая на фото, говорит скорее о подрыве заминированного автомобиля на обочине дороги и гибели ученого в результате этого подрыва»,— сказали эксперты. В то же время, по их словам, отмести версию использования дистанционно управляемого пулемета полностью нельзя, но стоит отметить ряд технических моментов. Управление через спутник может оказаться не слишком эффективным — время запаздывания сигнала, состоящее из времени прохождения его от поста управления до спутника и от спутника до установки плюс аппаратная задержка, может превышать секунду — что слишком долго для стрельбы по движущемуся автомобилю, даже если его скорость составляет 50–60 км/ч. Подобные системы требуют скорее прямого управления без промежуточного звена в виде спутника, но в этом случае представляется, что проще было бы послать на место людей с обычным оружием — коль скоро они все равно должны быть неподалеку.
Израильский эксперт по вопросам безопасности и деятельности спецслужб Амир Бохбот в беседе с “Ъ” также выразил сомнение, что в ходе операции было использовано дистанционное оружие.
Он считает, что в ликвидации Мохсена Фахризаде участвовало несколько стрелков. Господин Бохбот согласен с российскими экспертами, что физик не выходил наружу и сначала был подрыв машины. «Если бы он вышел, его бы расстреляли на месте и везти в больницу уже не понадобилось»,— сказал он. Эксперт также отметил, что операция, «кто бы ее ни проводил», проведена на высочайшем уровне и в ней на разных этапах могли быть задействованы десятки человек. «Очевидно, организаторы операции знали буквально поминутно весь распорядок дня Фахризаде, за ним следили»,— сказал он. При этом Амир Бохбот, как и другие израильские эксперты и официальные лица, не комментирует версию о возможной причастности «Моссада» к операции. «Иран всегда и во всем видит след "Моссада"»,— только отметил собеседник “Ъ”. Впрочем, о том, что израильтяне охотились за Мохсеном Фахризаде, давно известно. Еще в 2018 году бывший премьер-министр Израиля Эхуд Ольмерт рассказал в интервью телерадиовещательной корпорации «Кан»: «Я хорошо знаю Фахризаде. Он не знает, насколько хорошо я его знаю. Если бы я встретил его на улице, скорее всего, я бы его узнал». Он также добавил, что у Мохсена Фахризаде «нет, не было и не будет иммунитета».
В понедельник появилась и столь ожидаемая Тегераном реакция на убийство внешнеполитических партнеров Ирана. Если Пекин просто осудил убийство, то Москва ответила более жестко.
«Кто бы ни стоял за убийством и ни пытался использовать его в своих политических интересах, он должен понести за это ответственность»,— заявил МИД РФ.
Смертью Мохсена Фахризаде неприятности Ирана не закончились. В понедельник стало известно об убийстве с помощью дронов в Ираке рядом с сирийской границей одного из командиров Корпуса стражей исламской революции Муслима Шахдана и трех его телохранителей.