Фермеры объединяют усилия
В текущем году на Кубани создано двенадцать новых сельхозкооперативов
Всего в Краснодарском крае работают 177 кооперативов, объединяющих малые хозяйства. Такие организации дают возможность сельхозпроизводителям получать необходимые кредиты, закупать средства защиты растений, посевной материал, дизельное топливо значительно дешевле, ведь закупки осуществляются крупными партиями. Кроме того, членам сельхозкооператива значительно проще организовать переработку продукции и торговать уже не сырьем, а товарами с повышенной добавленной стоимостью.
Еще одно преимущество кооперативов заключается в большей возможности получать государственную поддержку. В частности, Краснодарский край является единственным регионом в стране, который возмещает начинающим кооперативам 90% затрат на приобретение оборудования для сельхозпереработки.
На сегодняшний день на Кубани работают 14 тыс. КФХ и почти 1,5 млн ЛПХ, ежегодно на развитие фермерства край в среднем направляет около 1,8 млрд рублей. Например, средства идут на поддержку начинающих фермеров— финансируется 90% затрат на приобретение земли, сельхозживотных, техники. Только в 2019 году в субъекты малого и среднего предпринимательства по линии АПК было вовлечено свыше семисот человек, что больше целевых показателей нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» в 4,5 раза.
В Краснодарском крае также предусмотрены гранты— до 30 млн рублей на строительство и модернизацию семейных ферм. Благодаря этому небольшие сельхозпроизводители открывают современные предприятия, увеличивают поголовье крупного рогатого скота, что сейчас крайне важно для региона. Только за последний год в крестьянско-фермерских хозяйствах поголовье коров выросло более чем на 6%.
Также малым формам хозяйствования сегодня доступно льготное кредитование. В этом году уже одобрено 550 заявок по льготным краткосрочным кредитам на сумму 3,3 млрд рублей и свыше 130 заявок на сумму 1,3 млрд рублей по инвестиционному льготному кредитованию.
Для поддержки фермерства в регионе создана онлайн-площадка для прямой продажи сельхозпродукции в торговых сетях, предприятиям санаторно-курортного комплекса, учреждениям бюджетной сферы и на оптовых рынках. Онлайн-площадка уже объединяла более пяти тысяч производителей. Сейчас Минсельхоз РФ разрабатывает подобную федеральную онлайн-площадку— там будут представлены и кубанские фермеры.
Несмотря на сложности, вызванные пандемией коронавируса, в будущем году поддержка фермерства на Кубани будет сохранена в полном объеме. Краевой бюджет уже принят в первом чтении, и финансирование малых форм хозяйствования не урезано ни на копейку. Ранее сообщалось, что в 2021 году в регионе будут предусмотрены гранты на закупку оборудования для фруктохранилищ. Кроме того, меняется подход к выдаче соцвыплат— до 4 млн рублей на создание усадеб в малых селах. Теперь эта мера поддержки будет предоставляться без конкурса и станет доступна для ЛПХ.
Бренд со вкусом земляники
Роспатент зарегистрировал географическое наименование «Краснодарская земляника (клубника)»
Регистрация нового наименования места происхождения товара заняла около года. Правообладателем бренда стал индивидуальный предприниматель из Белореченского района, который занимается выращиванием садовой земляники уже пять лет. Общий объем реализуемой продукции составляет более двадцати тонн в год. Ягоду предприниматель поставляет в Москву, Санкт-Петербург, Самару и Ростов-на-Дону.
Регистрация и продвижение региональных брендов сегодня поддерживается на уровне края. Их использование способствует более активному продвижению кубанской продукции как на отечественном, так и на зарубежных рынках. Такие товары могут стать визитной карточкой Краснодарского края, а также повысить туристическую привлекательность места происхождения товара. Ранее Роспатент зарегистрировал географические наименования «Кубанские яблоки» и «Кубанский ранний картофель». Формируется пакет документов для производителя кубанского риса.
Значительную активность в патентовании географических брендов проявляют винодельческие предприятия края. В настоящий момент на Кубани уже утверждено девять географических объектов с защищенным географическим указанием (ЗГУ) и 21 географический объект с защищенным наименованием места происхождения (ЗНМП). В частности, действующие лицензии на производство винодельческой продукции с ЗГУ и ЗНМП имеют 33 кубанских предприятия. В ближайшем будущем качественные вина края будут иметь единое географическое указание «Кубань». В октябре этого года было заявлено, что 37 предприятий региона подали совместную заявку в Роспатент.
Рынки на обочине
В будущем году в Краснодарском крае появятся придорожные ярмарки нового формата
Организацией фермерских придорожных ярмарок займутся региональные власти совместно с кубанской Ассоциацией крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов (АККОР). Новый формат торговли появится в рамках мероприятий по поддержке малых форм хозяйствования и расширит их рынок сбыта.
Ярмарки, организованные АККОР, будут отличаться от обычных придорожных. Ассортимент продукции будет состоять исключительно из фермерских товаров, а внешний вид объектов при существующем брендбуке дополнится брендами ассоциации. Планируется, что в перспективе товары, представленные на фермерских придорожных ярмарках, станут участниками краевого конкурса «Сделано на Кубани».
В крае около 80% сельхозпродукции сбывается на рынках, ярмарках и нестационарных объектах. Последние годы такой формат, как придорожные ярмарки, пользуется в регионе большой популярностью. С 2015 по 2019 год их число увеличилось на 35%— с 245 в 2015 году до 331 в 2019-м. В этом году было запланировано проведение 356 придорожных ярмарок. Однако в связи с действием в регионе ограничительных мероприятий, в том числе карантина, не все запланированные к проведению ярмарки функционировали.
Сейчас в регионе действуют методические рекомендации по организации и проведению сезонных придорожных ярмарок. Благодаря этому все объекты брендированы в едином узнаваемом стиле. В текущем году был разработан новый брендбук. Согласно его концепции в дальнейшем дизайн придорожных ярмарок будет выполнен в экостиле. Ребрендинг будет осуществляться поэтапно, на протяжении нескольких лет.