Корпорации в глубоком монополье
Госкомпании отбиваются от изменений регулирования
Крупные госкомпании пытаются свести на нет инициативу Федеральной антимонопольной службы (ФАС) по кардинальному изменению закона «О естественных монополиях», за что много лет боролся экс-глава ведомства Игорь Артемьев. ОАО РЖД, «Россети» и «Транснефть» направили премьеру Михаилу Мишустину письмо с критикой разработанных ФАС законопроектов, которые внесены в правительство. Основные претензии — отказ учитывать в тарифах амортизацию и дивиденды, желание ФАС получить «силовые» функции и отсутствие подзаконных актов. Эксперты предупреждают, что отказ от закона о естественных монополиях грозит коллапсом системы регулирования.
Как стало известно “Ъ”, главы ОАО РЖД Олег Белозеров, «Россетей» Павел Ливинский и «Транснефти» Николай Токарев в начале ноября направили письмо премьеру Михаилу Мишустину с критикой разработанных Федеральной антимонопольной службой (ФАС) законопроектов о госрегулировании цен и реформировании монополий.
Сейчас работу компаний регулирует закон «О естественных монополиях», а тарифы утверждаются ежегодно правительством. Но бывший руководитель ФАС Игорь Артемьев, ушедший в отставку 11 ноября, более десяти лет боролся за упразднение этого закона в пользу другого — «О защите конкуренции», а также за принятие нового определения естественной монополии, которое бы позволило привлекать в компании сторонних инвесторов. Наряду с этим в ФАС предлагали существенно изменить систему расчета цен естественных монополий, например, переведя их на эталонный тариф. Компании ожидаемо выступали против.
Законопроекты исходно вносились в правительство в ноябре 2019 года, но дважды получали отрицательные заключения государственно-правового управления президента и отправлялись на доработку. Тем не менее, как пишут главы ОАО РЖД, «Россетей» и «Транснефти», ФАС так и не внесла в документы существенных изменений.
По информации “Ъ”, в конце ноября проекты вновь были внесены в правительство.
Основные претензии монополий относятся к предложению ведомства не учитывать в их тарифах амортизацию и выплату дивидендов, а учет капитальных вложений проводить не в полной мере. Компании напоминают, что включение в стоимость услуг монополий расходов на дивиденды поддерживало правительство. Также главы компаний отмечают, что предложенное регулятором правило об учете капвложений в тарифах только после ввода в эксплуатацию объектов лишает монополии источников финансирования ранних этапов реализации проектов.
Среди прочего топ-менеджеров не устраивает инициатива ФАС по наделению службы полномочиями силовых ведомств, в частности, по беспрепятственному получению информации и проникновению в офисы, что может увеличить число проверок бизнеса.
В части электроэнергетики компании жалуются на отсутствие в законопроекте о тарифах понятия перекрестного субсидирования, положений, касающихся регуляторных соглашений с электросетевыми и водопроводно-канализационными организациями.
Нерешенными остаются и вопросы, связанные с оплатой энергоресурсов при отсутствии или отмене тарифов, отмечается в письме. Претензией ОАО РЖД является то, что ФАС относит к сфере госрегулирования железнодорожный, водный и воздушный транспорт, что автоматически переведет их из конкурентного в монопольный сегмент, хотя, например, часть маршрутов ОАО РЖД дерегулирована. Это же может коснуться других услуг железной дороги — погрузочно-разгрузочных работ, услуг ремонта или предоставления грузовых вагонов. «Транснефти» же не нравится, что ФАС хочет отменить финансирование инфраструктуры за счет согласованных надбавок к тарифу.
Компании не согласны с предложением ФАС по использованию для их определения формулировки «сетевой актив», которая, по мнению авторов, не учитывает специфику отношений с монополиями — например, для ОАО РЖД предусмотрена другая терминология. Также реализация предложений ФАС может повлечь автоматическое разделение деятельности на инфраструктурную и перевозочную, что, по позиции, изложенной в письме, приведет к росту трансакционных издержек, удорожанию заимствований, ограничит потенциал дифференциации тарифов и так далее. Главы трех компаний указывают, что отказ от закона «О естественных монополиях» разрушит действующую систему в этой сфере, а вопросы регулирования естественных монополий существенно различаются с вопросами защиты конкуренции. Первое опирается на прямые экономические методы, в то время как антимонопольное регулирование имеет административную природу.
Источник в одной из монополий отмечает, что предлагаемые ФАС нормы носят общий характер, не учитывая отраслевой специфики, и потребуют принятия нескольких десятков подзаконных актов, чтобы реально начать работать.
Он также отмечает, что нововведения фактически отменяют или изменяют положения других нормативных актов, принятых за последние два-три года. Например, речь идет о заключении долгосрочных тарифных соглашений с регионами.
В «Транснефти» подтвердили направление письма. «Конечно, мы рассчитываем, что наши возражения и предложения будут учтены в законопроекте»,— отметил представитель компании Игорь Демин. В «Россетях» и ОАО РЖД ситуацию комментировать не стали. В еще одной монополии — «Газпроме», представители которой, по данным “Ъ”, поддерживают претензии остальных компаний, но не участвовали в подготовке письма, на запрос не ответили. В ФАС “Ъ” пояснили, что сейчас правительство рассматривает доработанные проекты законов с учетом всех обсуждений. Там напомнили, что документы направлены на повышение прозрачности регулирования этих сфер и их эффективности, в первую очередь в отношении потребителей.
Гендиректор Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Юрий Саакян считает, что инициативы регулятора можно описать так: «Чтобы корова давала больше молока и меньше ела, ее надо больше доить и меньше кормить». Эксперт напоминает, что закон «О естественных монополиях» существует уже четверть века и позволил с тем или иным успехом провести реформы этих отраслей. Отмена этого основополагающего акта в сфере регулирования инфраструктуры грозит коллапсом сложившейся системы взаимоотношений бизнеса, государства и потребителей, говорит господин Саакян. Тем не менее, отмечает он, некоторые изменения назрели: в частности, целесообразно законодательно закрепить возможность создания отдельных отраслевых тарифных регуляторов, какие существуют в развитых странах — например, комиссия по регулированию энергетики (FERC) в США.