«Продавец игрушек» пустился в пляс
В Воронеже представили мировую премьеру детского балета
На минувших выходных в Воронежском театре оперы и балета прошла мировая премьера детского балета «Продавец игрушек». Одноименный роман Виктора Добросоцкого уже был экранизирован, а также инсценирован как драматический спектакль, мюзикл и опера. В Воронеже эта новогодняя сказка впервые предстала в балетном варианте. Виктор Добросоцкий написал либретто, а музыкальной основой стали произведения композитора Алексея Шелыгина, в том числе написавшего и оперу «Продавец игрушек». Побывавший на премьере корреспондент “Ъ-Черноземье” Александр Прытков считает, что новый балет может стать альтернативой обязательному новогоднему «Щелкунчику».
Воронежский театр оперы и балета представил премьеру балета для детей «Продавец игрушек» 27, 28 и 29 ноября. В его основе — одноименный сказочный роман Виктора Добросоцкого, уже не раз становившийся первоисточником для драматических и музыкальных постановок, а также для одной экранизации. Но, как подчеркивают в воронежском театре, именно здесь «Продавец игрушек» впервые в мире был представлен как балет. Задумка такой постановки, пояснял худрук Александр Литягин, появилась еще несколько лет назад, но предметно к ней смогли подступиться только в 2020 году.
Балетмейстером выступил худрук театра «Кремлевский балет» Андрей Петров — договоренность об этом была достигнута в июле после встречи господина Петрова с губернатором Александром Гусевым. В 2016 году этот хореограф уже ставил в Воронеже балет «Руслан и Людмила». Его давние соратники отвечали за декорации и костюмы: сценографию делал Григорий Белов, костюмы создавала Ольга Полянская. Либретто написал сам Виктор Добросоцкий.
За музыку отвечал известный по работе в кино (одним из самых известных произведений является саундтрек к сериалу «Бригада») композитор Алексей Шелыгин, ранее написавший оперу «Продавец игрушек». По словам дирижера-постановщика Данилы Серганина, для которого новый балет стал первой масштабной работой в штате воронежского театра, хореографическая постановка создавалась на другую музыку, но с использованием некоторых элементов оперы: «Музыка подбиралась из того, что Алексей Шелыгин написал ранее, отдельные номера взяли из оперы. Но в целом балет больше не совпадает с оперой, потому что оперную музыку сложно перенести на танец».
В итоге получилась яркая новогодняя история, которая в общих чертах считывается и без знакомства с либретто. В Париже потомок русских князей Берских Николя Берски занимается изготовлением и продажей игрушек, а потом отправляется в Россию на поиски фамильных сокровищ. Противостоит герою и его возлюбленной злой профессор, но, как и в любой новогодней сказке, счастливый финал неизбежен. Действие разворачивается в ярких декорациях. Сцена обрамлена переплетениями снежинок, а на постоянно меняющихся задниках появляются то городские пейзажи, то интерьеры особняков и магазинов. В сценографии используются видео и свет — от вполне заурядных проекций снежинок до предвещающего оживление портрета князя Берского лунного света. Под стать декорациям и костюмы: у исполнителей партий игрушек они все яркие, у людей чаще всего есть какой-то заметный аксессуар — галстук, шарф, парик. Хореографию, в которой классические балетные элементы переплетаются с вальсами, мазурками и танго, нельзя назвать сложной, но в детском балете маленького зрителя и не стоит перегружать.
Взрослой публике тоже есть на что обратить внимание. Сюда, например, вплетается сюжет о Пигмалионе: как древнегреческий герой влюбился в статую, так Николя долго носился с куклой, а потом влюбился в похожую на нее как две капли воды девушку. Отдельные номера могут показаться затянутыми, ведь на раскрытие персонажей или сюжета дуэты с повторяющимися движениями не влияют. Иногда танец к тому же идет вразрез с музыкой, но какого-то художественного замысла здесь не усматривается. Сама музыка подчас кажется смутно знакомой, что и неудивительно: Алексей Шелыгин написал немало находящихся на слуху саундтреков, что-то как эхо, возможно, попало и в воронежский балет. Несмотря на некоторые кажущиеся странными постановочные решения, все говорит о том, что «Продавцу игрушек» суждено стать достойной альтернативой традиционному и все равно любимому зрителями «Щелкунчику».