Искусство облачения капуцинов
Марина Прохорова об Artycapucines Collection 2020
Louis Vuitton в сотрудничестве с современными художниками превращает сумки Capucines в арт-объекты. В этом сезоне в коллаборации участвуют Беатриз Мильязеш, Жан-Мишель Отоньель, Джош Смит, Генри Тейлор, Лю Вэй и Чжао Чжао. Сумки выпущены очень ограниченным тиражом
Сумки Capucines, названные по улице Neuves-des-Capucines в Париже, где в 1854 году открылся первый магазин бренда, появились в 2013 году. Минималистичные Capucines подходят и для плоскостных изображений, и для работ с рельефом. Сотрудничество с художниками для Louis Vuitton более чем традиционно. Достаточно вспомнить лишь некоторые из их знаменитых коллабораций — с Такаси Мураками (2002–2011), Ричардом Принсом (2007), братьями Чепмен (2017). А были ведь и два огромных проекта — Icon Bags (2006) и «Триумф монограммы» (2014), в которых приняли участие многочисленные звезды современной культуры — от Захи Хадид и Фрэнка Гери до Ричарда Уилсона и Синди Шерман.
Вообще тренд на коллаборацию деятелей искусства с модными брендами вновь возвращает нас к вопросу, является ли современная мода областью декоративного искусства. Даже у кураторов и художников, участвовавших в проекте Artycapucines, разные мнения по этому поводу. Кураторы определяют созданные в соавторстве с художниками сумки как подвижный арт-объект. Жан-Мишель Отоньель уклончиво говорит, что таким образом мода отдает дань уважения искусству, и все-таки разделяет эти понятия. Чжао Чжао все-таки склоняется к тому, что создаваемая им сумка — такой же объект искусства, как и другие его произведения, поскольку позволяет выразить четкую концепцию. А Лю Вэй вообще считает, что даже простая сумка вполне может быть инсталляцией, поскольку предназначена для хранения уникального микромира. И абсолютно все участвующие в проекте художники с огромным уважением отзываются о ремесленных навыках мастеров и технических возможностях лабораторий Louis Vuitton, которые дают возможность воплотить художественные замыслы.
Беатриз Мильязеш
При создании своей модели сумки бразильская художница Беатриз Мильязеш усовершенствовала собственную уникальную технику создания художественных работ. Обычно она рисует на прозрачном пластике, который приклеивается к холсту и потом отслаивается так, чтобы остался плоский цветной блок,— и так много раз, для создания многослойных калейдоскопических фигур. Для сумки Artycapucines 18 видов кожи были обработаны до единой, очень незначительной толщины, а затем инкрустированы на основание с помощью принципиально новых методов, потребовавших нескольких месяцев исследований в мастерских Louis Vuitton. Рельефные эмблема «Мир» и логотип бренда тоже выполнены в техниках инкрустации и аппликации, а созданы из специально придуманного вида силикагеля и эмали. Золото — сусальное, общее впечатление яркое и праздничное.
Джош Смит
Родившийся в Японии художник вырос в американской глубинке, в Теннесси, и по образованию он гравер. Его интерес к идее репликации изображения и созданию почти повторяющихся серий привел к возникновению в 2000-м интересного проекта, тематизирующего возможности написания собственного имени. Его сумка Artycapucines довольно провокационна, потому что логотипы Louis Vuitton спорят с буквами из имени художника. Она создана без использования кожи. Корпус — холст с вышивкой, шелковая подкладка, ручки из грушевого дерева, логотип из металла. Для создания правильной сложной фактуры и имитации мазков кисти холст корпуса сначала был вышит белыми нитками —320 000 стежков и еще 50 000 на клапане застежки. Потом на сумку был нанесен рисунок в технике горячей печати. И в качестве заключительной отделки для большего сходства с живописью затем уже цветными нитками были вывязаны в технике «стежков бурдона»: на воздушных петлях — 36 000 стежков на передней стенке корпуса, 40 000 на задней и 15 000 на клапане. Эта сложная, трудоемкая техника придает глубину яркой и вроде бы легкомысленной сумке.
Генри Тейлор
Американец Генри Тейлор по первому образованию психиатр. Он создает и скульптуры, и мультимедийные инсталляции, но в основном — картины, которые пишет и на холстах, и на коробках, бутылках, сигаретных пачках. Наиболее известны его портреты. На сумке Artycapucines Генри Тейлор воспроизвел свою картину «Молодой мастер» 2017 года — портрет Ноя Дэвиса, ныне умершего чернокожего американского художника, основавшего Музей андерграунда в Лос-Анжелесе. Сумка создана с помощью техник инкрустации и лазерной печати. А для того, чтобы точно воспроизвести картину на коже, мастерским Louis Vuitton потребовалось больше 100 экспериментов с 2D- и 3D-печатью. В результате портрет рельефен — в нем точно воспроизведены оригинальные мазки кисти Генри Тейлора. Затем портрет инкрустирован в корпус сумки из серой фактурной кожи, имитирующей не столько чистый холст, сколько его идею.
Жан-Мишель Отоньель
Французский художник наиболее известен своими скульптурами, выполненными из сложных и тонких в исполнении стеклянных бусин самого разного размера, вплоть до монументальных. Среди его работ — стеклянные фонтаны, три из которых находятся в Версале. А его сумка Artycapucines сразу вызывает ассоциации с самой известной работой Отоньеля — шатрами «Палатки полуночников», открытой в 2000 году и украшающей вход на площади Колетт на парижскую станцию метро «Пале-Рояль, Лувр». Корпус сумки его работы сплетен вручную из рафии — так, чтобы узлы оставались видимыми и создавали сложную естественную фактуру. По верху корпуса идет отделка из шелковой бахромы, напоминающая об от-кутюрном декоре платьев. А ручки и брелок сделаны из крупных черных бусин, не стеклянных, а из эпоксидной смолы — сумка все-таки слишком подвижный объект искусства для хрупких материалов. При нарочито строгой цветовой гамме сумка производит радостное, легкое впечатление.
Лю Вэй
Лю Вэй, один из самых известных сейчас китайских художников, родился в Пекине. Главная тема и главный герой его работ — город как явление. При создании сумки для проекта Artycapucines Лю Вэй основывался на своей работе «Микромир», скульптурной инсталляции для Венецианской биеннале 2019 года. В той большой работе сферы и лепестки из алюминия укрывали специально созданную комнату. А для «микромира» сумки они созданы из пяти видов покрашенной в серебряный цвет кожи, сложно изогнутой и получившей жесткую форму благодаря горячим прессам. Два таких лепестка вставлены непосредственно в переднюю часть корпуса сумки, три свободно прикреплены заклепками вроде тех, что использовались для исторических сундуков Louis Vuitton. Ручка плексигласовая и крепится к сумке с помощью колец, спрятанных под металлическими шарами с разной по блеску отделкой — эти шары отлично сочетаются с заклепками. Черный цвет и металлический блеск отражаются в логотипе LV и еще одной детали конструкции — матовом алюминиевом диске, инкрустированном в кожу на передней панели сумки. В результате сумка Лю Вэя выглядит как трехмерный скульптурный объект сложных форм, притом что основа в виде сумки «капусин» совершенно не теряется и остается узнаваемой.
Чжао Чжао
Художник родился в сложном и многонациональном Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая. Сейчас он живет между Пекином и Лос-Анжелесом, а выставляется по всему миру. Его работы посвящены проблемам индивидуального выбора, рассказывают о взаимоотношениях между человеком и его судьбой. Сумка Artycapucines его работы основывается на созданном в 2018 г. объекте In Extremis № 3. Вообще серия работ In Extremis Чжао Чжао — о промежуточном состоянии между жизнью и смертью, так что эта сумка выглядит очень драматично. Металл большой работы заменен кожей разных видов и бисерной вышивкой, пять различных видов кожи вырезаны лазером в 353 отдельных фрагмента, некоторые из которых дополнительно покрыты ручной вышивкой, некоторые — машинной, некоторые — тиснением с семью различными узорами. Рисунок почти повторяет металлическую скульптуру-оригинал, но перекомпонован так, что кажется созданным специально для формы сумки «капусин» и покрывает всю ее поверхность, включая клапан и ручку. Плечевой ремень сумки сделан из черной мелкозернистой кожи с синей окантовкой.