Периодическая печаль
«Уфа-печать» планирует повысить цены для арендаторов киосков
Распространители и продавцы печатной периодики заявили, что МУП «Уфа-печать» (основной владелец киосков по продаже газет и журналов) намерено после Нового года повысить ставку для арендаторов. Игроки рынка считают, что для муниципального предприятия главное — прибыль, поэтому киоски выгоднее передать в аренду не под продажу периодики, а, например, под фастфуд. В мэрии Уфы заявляют, что вопрос об изменении арендной ставки еще не решен и необходимо дождаться результатов независимой оценки. Эксперты отмечают, что тренд на сокращение количества газетных киосков продолжается, однако ожидать их полной ликвидации не стоит.
С 1 января 2021 года МУП «Уфа-печать», владеющее торговыми киосками, в которых продается печатная периодика, намерено повысить арендную ставку, сообщил вчера „Ъ“ руководитель группы «Горпечать» (занимается розничной продажей газет и журналов и арендует большинство киосков МУП) Тимур Ахметшин. По словам господина Ахметшина, руководство «Уфа-печати» заявило о возможном повышении стоимости аренды газетных киосков, ссылаясь на слишком низкую ставку, действующую сейчас.
«За год в „Уфа-печати“ сменилось три директора. С предыдущим (Азат Файзуллин — „Ъ“) у нас сложились продуктивные отношения, мы договаривались, начали переставлять киоски в места с большей проходимостью. Но Файзуллина сняли, появился нынешний директор — Загир Ишкин. Он попросил вернуть киоски, чтобы „Уфа-печать“ сама занималась торговлей. Мы вернули один, на „Чайной фабрике“, но он с тех пор стоит закрытый. Потом начались разговоры про повышение стоимости аренды, так как она, якобы, слишком низкая. Директор утверждал, что мы платим по 500 руб. за квадратный метр, хотя мы предоставили все данные, по которым средняя цена аренды — 960 руб. На это нам сказали „мы все посмотрим“, но больше на контакт не идут»,— рассказал „Ъ“ господин Ахметшин. По его словам, экономических оснований для повышения арендной платы нет, так как ежемесячно «Уфа-печать» получает более 1 млн руб. со сдаваемых в аренду киосков. По данным системы «Спарк-Интерфакс», чистая прибыль «Уфа-печати» за 2019 год составила 595 тыс. руб. при выручке 21,4 млн руб.
Руководство МУПа пока не сообщило, насколько намерено повысить арендную ставку. По словам Тимура Ахметшина, арендаторам также не сообщают о том, как и когда пройдут торги на право аренды киосков на 2021 год, сама возможность и дальше продавать в этих киосках газеты сегодня под вопросом. «По словам руководства предприятия, основной задачей является получение дохода, а чем будут торговать киоски — не важно. Возможно, после Нового года вместо газет там появится шаверма или быстрые кредиты»,— замечает господин Ахметшин.
По данным Управления земельных и имущественных отношений Уфы, по состоянию на 1 октября 2019 года в городе было 126 газетных киосков, принадлежавших МУП «Уфа-печать». На конец 2020 года количество таких киосков сократилось до 104, из них периодику продают в 76. В аренде группы «Горпечать» находятся 54 киоска. По словам Тимура Ахметшина, за 2020 год количество арендуемых точек сократилось на 16% — из-за падения спроса на печатную периодику, неудачного расположения киосков и отсутствия мер поддержки в период пандемии. «Мы просили перенести киоски на красные линии, и, насколько я знаю, „Уфа-печать“ сама просила у мэрии разрешения на перенос, но город не разрешил,— поясняет господин Ахметшин.— Что касается льгот, которые нам, как субъекту МСП положены, то их мы не получили. Я обращался в МУП с официальными письмами, мне такими же официальными письмами отвечали, ссылаясь на решение горсовета, что льготы положены только арендаторам земли, а мы арендуем киоски».
Директор МУП «Уфа-печать» Загир Ишкин заявил „Ъ“, что информация представителя «Горпечати» — это его «личные доводы». От других комментариев директор отказался.
В пресс-службе мэрии „Ъ“ пояснили, что в настоящее время ведется подготовка к проведению торгов и говорить о повышении стоимости аренды преждевременно. «Стоимость будет известна после проведения независимой оценки стоимости аренды НТО в соответствии с ФЗ „О защите конкуренции“ и проведения торгов»,— пояснили в мэрии.
Главный аналитик ГК «Алор» Алексей Антонов отмечает, что на продажу периодики может приходится до 80% выручки предприятия по реализации печатной прессы, на остальные 20% приходится реализация сопутствующих товаров. При этом говорить о высокой маржинальности такого бизнеса следует осторожно, добавляет эксперт. «Она во многом зависит от региональных мер поддержки, которые в регионе определяются индивидуально. Исходя из данных „Горпечати“, такая поддержка в Уфе в текущем году не оказывается, соответственно, можно сделать вывод о том, что в 2020 году рентабельность предприятия может оказаться на грани окупаемости, что также подтверждает факт сокращения сети распространения до 54 киосков,— отметил Алексей Антонов.— В целом, продажа периодики из года в год снижает свои количественные финансовые показатели, однако для определенной доли аудитории такого рода каналы продвижения прессы остаются приоритетными, поэтому тренд на полное исчезновение продажи киосков — это скорее заблуждение, чем реальность».