Сильный характер
Тома дю Пре де Сен-Моро о «пятерке» Chanel
В новой рекламе Chanel №5, которую снимали два года, Марион Котийяр перепевает песню Lordе и танцует на Луне. Тома дю Пре де Сен-Мор, креативный директор парфюмерно-косметического департамента Chanel, рассказал Ксении Головановой, почему этот фильм особенный и чем он отличается от предыдущих.
—Первое, что хочется сказать: какой красивый ролик. И следом: вот это песня! Неожиданно было услышать Lorde в исполнении Марион Котийяр, но все вышло очень органично.
—Эта песня мне нравилась и прежде, но выбрали мы ее потому, что ее название («Team», «Команда».— «Коммерсантъ. Стиль»), основная идея и главная строчка — «мы в одной команде» — отлично передают мысли и чувства, которые мы хотели вложить в этот ролик. Но началось все не с музыки, а со сценария. Песня всплыла, когда мы с режиссером поняли, какая эмоция в нашем фильме будет главной. И тут же стало очевидно, что использовать музыку Lorde в оригинальном виде мы не сможем: она не будет сочетаться с придуманной хореографией, немного смешной и бурлескной, почти дурацкой, в стиле Чарли Чаплина. Поэтому мы решили сделать кавер с Марион.
—Вы выбираете для рекламы Chanel песни узнаваемые, но не главные хиты их исполнителей, как, например, «Runnin’» Бейонсе, использованный в рекламе Gabrielle с Кристен Стюарт.
—Это так. Мы всегда работаем с большими музыкантами, но стараемся не хвататься за самое близкое к нам яблоко. Эффект приятной неожиданности в нашей работе очень важен: с первых же секунд у зрителя должно появиться ощущение, что перед ним раскрываются двери в какую-то интересную историю, поэтому нам нельзя быть слишком прямолинейными.
—Вы сказали, что песня Lorde хорошо передает эмоции, которые вы хотели вложить в ролик. Давайте поговорим об этом подробнее.
—Главный эмоциональный посыл ролика в том, что жизнь — потрясающее приключение, полное взлетов и падений, надежд и неопределенности. Иными словами — сложный и прекрасный хаос, и песня «Teаm», как мне кажется, именно об этом. Она и грустная, и веселая одновременно, ее мотает во всех направлениях, как каждого из нас в течение жизни, да что там, дня. Но тот, кто боится жить, боится ступить за свой порог, никогда не узнает, какой могла бы быть его настоящая жизнь. Вот, думаю, главная идея нашего фильма: не стойте на пороге собственной жизни. Проживите ее на полную.
—Сцена, от которой бегут мурашки,— та, где Марион Котийяр и ее партнер Жереми Беленгар взлетают, не переставая танцевать.
—Да. Они танцуют, потому что жизнь, какой бы сложной ни была, стоит того, чтобы ее станцевать. Интересно, что вы отметили именно этот момент — когда Марион и Жереми взмывают в небо. Всех людей, независимо от их культуры, происхождения и времени, в котором они живут, объединяет одно — желание чего-то большего и более важного, стремление «подняться над землей», выйти за рамки ограничений, чужих и собственных. Наш фильм и об этом тоже. И мурашки у вас появились не из-за наших роскошных декораций, спецэффектов и постпродакшена, а именно потому, что вы считали это универсальное сообщение в ролике.
—Этот фильм отличается от предыдущих рекламных роликов Chanel №5. Те всегда были довольно абстрактными, а новый — событийный, практически остросюжетный.
—Он более масштабный и романтический. И заложенная в нем идея, пожалуй, глубже, чем когда-либо. Уместить ее в минуту — наш хронометраж — было очень непросто, отсюда и странная, необычная, яркая хореография, с помощью которой мы за несколько секунд смогли показать очень многое: смену настроения, радость, печаль. Но все-таки это типичный ролик Chanel: он про жизнь, но не «жизненный», то есть не реалистический. Его действие разворачивается в вымышленном мире, но так придумано не эскапизма ради, а чтобы сообщение, которое мы транслируем, уловили самые разные люди. Думаю, у многих, как у вас, побегут мурашки, когда они посмотрят наш ролик. Даже если сами духи им и не нравятся.
—Почему вы выбрали на эту роль именно Марион Котийяр?
—Мы во Франции говорим: нужно дать время времени. Я давно, очень давно хотел поработать с Марион, и вдруг у нее появилось время, а у меня появился проект, который было не стыдно ей предложить. Выбор актера — приключение. Дело не в «Оскарах» и не в количестве фолловеров — мы не занимаемся машинальным заполнением клеточек, это не про Chanel. Но само собой, чтобы стать лицом Chanel №5, нужно быть известным и талантливым. И, пожалуй, любить бренд — я не хочу выжимать из актеров какие-то эмоции, которых они в действительности не испытывают.
—А все-таки что есть такого в Марион, что соответствует условным ценностям Chanel №5?
—Хороший вопрос. «Пятеркой» пользуются миллионы женщин во всем мире — разве можно выделить какой-то типаж? Но я думаю вот что: женщина, которая любит эти духи, всегда производит впечатление состоявшейся. Я сейчас не имею в виду богатство, карьеру или мифическое совершенство — все это не так важно, а в случае с совершенством еще и невозможно. Нет, эта женщина состоялась иначе — как человек. Она живет полной жизнью и взаимодействует с миром всеми гранями своей души, она любопытная, у нее легкое дыхание. Все это удивительным образом сочетается с жесткостью — вертикальной структурой, которая есть в «пятерке». Это сочетание строгости, трезвомыслия, может быть, даже прагматизма с любопытством и легкостью вообще очень характерно для Chanel.
—И для Марион?
—И для Марион, да. У нее на все есть свое мнение, в своих ценностях она категорична и саму себя как будто постоянно измеряет внутренней этической линейкой. Но при этом она одна из самых свободных, спонтанных женщин, которых я знаю. Настоящее воплощение французского духа.
—А как вы выбрали режиссера, Йохана Ренка?
—Чтобы рассказать такую историю, как наша, меньше чем за минуту, нужен очень особенный талант. У Йохана — блестящего клипмейкера — он есть. Кроме того, я уже снимал с ним два рекламных ролика — для Coco Mademoiselle Intense и для №5 L’Eau, так что мой выбор еще и личный. Не люблю страдать в процессе работы, люблю работать с теми, с кем мне хорошо и комфортно. Ну и конечно, он просто очень хороший режиссер, наверняка вы смотрели «Чернобыль».
—Сколько времени потребовалось на то, чтобы собрать этот ролик?
—Господи, вы даже представить себе не можете. Мы начали в ноябре 2018-го, то есть два года назад. И все это время мы работали — просто у нас постоянно появлялись новые идеи, постоянно что-то менялось. Поменялась даже планета, на которой происходит действие фильма: мы перенеслись на Луну. Обычно такие ролики мы делаем за 18 месяцев, здесь же вышло на полгода дольше, и в какой-то момент я даже начал сомневаться в том, что мы вообще закончим этот фильм. Но я ни о чем не жалею и очень, очень доволен результатом. Уверен, этот ролик будут смотреть с удовольствием.
—Танец героев кажется очень символичным, в нем много странных и ярких жестов. Они что-то значат?
—Мы попросили хореографа показать в танце жизнь, отношения между двумя людьми: моменты соблазна, разочарования, взаимной усталости и т. д. Но танцевальные движения не стоит воспринимать буквально, как это сделал один журналист из США, спросивший про поцелуй Марион и Жереми — который не совсем поцелуй, они не соприкасаются губами,— не метафора ли это любви во время пандемии. Я даже не нашелся что ответить.
—Вот скажите, что такого особенного в Chanel №5 — в запахе, бренде, образе,— что делает эти духи такими популярными? С их выхода прошло почти сто лет, мир изменился, люди изменились, а вслед за ними и парфюмерия, но «пятерка» по-прежнему кажется актуальной и адекватной нашему времени.
—Я много об этом думал. Как вышло, что самая знаменитая, самая желанная женщина своего времени — Мэрилин Монро — пользовалась Chanel №5 перед сном? Думаю, суперсила «пятерки» — сообщаемое ею чувство, что вам принадлежит целый мир. Нет других духов, которое отмеряют тебе столько же уверенности, силы и эмоционального подъема, сколько дает «пятерка». Она вам может не нравиться — в конце концов, это произведение искусства с сильным характером, который может не совпадать с вашими внутренними установками. Но «пятерка» давно перестала быть просто духами — это особый образ мыслей.