Подали голоса
Третья премия «Коммерсантъ Инициативы»
По традиции в конце года пора подвести его итоги. И самый позитивный итог 2020-го — добрые дела не отменит даже пандемия.
В 2018 году мы впервые вручили премию за достижения компаний, брендов и коммерсантов как частных лиц в области культуры, экологии, благотворительности и социальной ответственности, торжественное награждение победителей состоялось в рамках «Года с "Коммерсантом"». В 2019 году церемония прошла уже отдельно — на исторической сцене театра «Современник». С написанной специально для мероприятия музыкой Andrei Oid, которую на церемонии автор исполнил вместе со звездным арфистом — приглашенным солистом Большого театра, основателем Цюрихского фестиваля арфы Александром Болдачевым. Мы отказались от классического формата церемоний с оглашением победителей и благодарственными речами. Вместо этого гостям предложили перформанс, совмещавший видеоарт, современный танец (хореография Дины Хусейн) и музыку. Режиссером постановки выступил Петр Новиков.
В этом году план был не менее амбициозным и оригинальным. Но торжественное награждение в «Современнике» пришлось отложить — предварительно на весну 2021 года.
Это не помешало нам выбрать победителей. Тех, кто получит разработанную и созданную для премии компанией Epic Jewellery статуэтку в виде журавлика-оригами из чистого серебра. Как и всегда, премий 21. Как и всегда, параллельно голосовали жюри и читатели газеты «Коммерсантъ» — на нашем сайте. А из нового — постаменты из переработанного пластика, изготовленные для журавликов ГК «Экотехнологии» по заказу нашего партнера 2020 — Procter & Gamble. В этом году мы совместно с Procter & Gamble вручаем одну премию — в области экологии. Вместе с компанией выбираем активиста, освещающего данную тему и просвещающего широкую публику. Одним из главных критериев для нас было то, какое влияние фото, видео, тексты, проекты номинанта оказали на экологическую повестку и отношение к ней аудитории. Наш выбор — не человек, а команда: проект «Теперь так» и его авторы Маша Гельман, Антон Ногинов и Екатерина Колчанова.
Другие премии в области экологии получили: сеть магазинов косметики и парфюмерии «Л'Этуаль» за грамотную корпоративную экологическую политику, швейцарская компания по производству обуви, одежды и аксессуаров Bally за Peak Outlook Foundation и швейцарский бренд косметики La Prairie — за проект по сохранению ледников. Выбор читателей пал на проект Tiffany & Co., нацеленный на повышение прозрачности всех цепочек поставщиков в ювелирной индустрии и создание «паспортов» для бриллиантов.
«Хороший "Коммерсантъ" с твердым знаком в конце — это тот, кто учредил премию, а хороший коммерсант без твердого знака в конце — тот, кто помогает театрам»,— сказал в прошлом году актер Александр Филиппенко, обращаясь к гостям церемонии с экрана. А в этом году театральный фестиваль «Балкон» с участием самого Филиппенко, проведенный при поддержке Газпромбанка, был отмечен журавликом. С легкой руки Александры Филиппенко, Петра Новикова и Владимира Пилосяна балконы современных зданий и исторических особняков стали своеобразными театральными сценами, а тихие дворы и городские гостиные — зрительными залами под открытым небом.
Другие премии получили модный дом Prada за проект Perfect Failures и ювелирно-часовой дом Cartier за пятилетнее партнерство с Государственным Эрмитажем. Благодаря бренду удалось вернуть к жизни несколько предметов декоративно-прикладного искусства из коллекции музея: в 2016 году завершилась реставрация лампы из горного хрусталя, в 2017-м отреставрировали ароматник, в 2018-м — ларец Ядвиги Ягеллонки, а в 2019-м — фельдмаршальский жезл. Сейчас пришла очередь кабинета с часами, созданного в Германии в самом начале 1700-х. Аукционный дом Sotheby's получил награду за поддержку культурных институций в России, а финансовый конгломерат Credit Suisse — за совместный с Большим театром видеопроект «Шаги к успеху». Читатели, как и жюри, отметили проект Газпромбанка — так фестиваль «Балкон» получил второго журавлика.
В области благотворительности и социальной ответственности в числе кандидатов было ожидаемо много связанных с эпидемией ковида проектов. Премии получил ювелирно-часовой бренд Bulgari (за общий вклад в борьбу с пандемией и ее последствиями и создание Virus Fund) и авиакомпания Qatar Airways (за проект Because we Qare). Но даже в пандемию важно не забывать о других значимых инициативах, которые в непростое коронавирусное время осуществлять особенно сложно. Это и образование: за поддержку женского образования журавлика получила группа Shiseido, Huawei — за образовательный проект для молодежи (Huawei Honor Cup). И борьба за права женщин — премию получил бренд Gucci за проект Chime For Change, цель которого — борьба с ростом гендерного насилия и дискриминации во время пандемии. Компания финансировала некоммерческие организации и фонды, которые занимаются защитой женщин, включая представительниц цветного и коренного населения, трансгендеров и инвалидов — то есть женщин из особо уязвимых для дискриминации групп. В число фондов, получивших поддержку Gucci, вошли Global Fund for Women, Equality Now, Ms. Foundation for Women, Chayn Italia и другие. Больше всего читателей проголосовало за группу Shiseido — еще одна двойная премия 2020.
Традиционно самая сентиментальная категория — «Личный вклад». В этом году премии в ней получили Вагит Алекперов за поддержку исследования национальной культуры и Музея международного нумизматического клуба, Борис Мошкович за проект «Борода для врача» и сооснователь сети магазинов Offprice Петр Коваленко за поддержку искусства и культурных институций в России.
Директор по маркетингу и развитию Музея современного искусства «Гараж» Дарья Котова так прокомментировала победу Коваленко: «Вклад Петра в развитие современного искусства — это не только частная инициатива или возможность почувствовать себя сопричастными современной культуре, но и часть социальной ответственности, где искусство — это язык, позволяющий состояться диалогу между бизнесом и культурой, несмотря ни на что».
Читатели выбрали Янину Урусову — ее отметили за проект «Две луны в твоих мокасинах». Как рассказывает о проекте сама Урусова: «"Две луны в твоих мокасинах" — серия видеоинтервью с людьми, которые сумели принять неожиданную и трудную ситуацию, признать собственные физические ограничения, найти мир и спокойствие, отпустить прошлое, обрести поддержку и выстроить жизнь заново. Названия моих проектов я не придумываю специально, они появляются у меня в голове. "Не суди человека, пока не проходил две луны в его мокасинах",— гласит индейская пословица. Это про эмпатию, про опыт жизни в условиях ограничений, который мы получили во время карантина и который поможет нам понять, как себя чувствуют наши друзья, сотрудники и соседи, живущие с инвалидностью».