Уральский завод через суд добился лицензии на переработку шлакоотвалов
ООО «Карабашский абразивный завод» (зарегистрировано в Екатеринбурге) оспорило в суде отказ уральского управления Росприроднадзора в выдаче компании лицензии на переработку отходов и получение шлакового песка на медеплавильном производстве в шлаковом отвале Карабаша Челябинской области. Компанию поддержали Свердловский арбитражный суд и 17-й Арбитражный апелляционный суд.
Как указано в материалах дела, в ноябре 2019 года Карабашский абразивный завод обратился в Росприроднадзор с заявлением о выдаче лицензии на переработку шлаковых отвалов. Но ведомство после проверки выявило основания для отказа в предоставлении лицензии. В Росприроднадзоре сослались на то, что компания не предоставила реквизиты положительного заключения государственной экологической экспертизы на технологию утилизации отходов. А также у завода отсутствует каталожный лист на продукцию, получаемую в результате утилизации заявленных отходов.
По данным сервиса «Генеральный директор. Контрагенты», ООО «Карабашский абразивный завод» зарегистрировано в Екатеринбурге в 2012 году. Учредителем является ООО «Актив-Плюс», которым, в свою очередь, владеет само ООО «Карабашский абразивный завод» (перекрестное владение). До марта 2019 года учредителем завода являлся Михаил Куксенок, который также является директором ООО «Актив-Плюс». В 2019 году выручка компании составила 20,4 млн руб., чистая прибыль — 17,9 млн руб.
Но суд поддержал завод, указав, что решение Росприроднадзора не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя. В суде было установлено, технология производства песка и щебня из металлургических шлаков, которую планирует использовать завод, применялась в России задолго до 1995 года (даты вступления в силу закона «Об экологической экспертизе») и широко используется в стране десятками предприятий. А значит, чиновники надзорного ведомства не доказали, что предполагаемая к применению заводом технология является новой, поэтому требование о необходимости получения заключения экспертизы неправомерно.
По словам юриста ЮФ «Арбитраж.ру» Кирилла Снегирева, ст. 11 закона «Об экологической экспертизе» относит к объектам государственной экологической экспертизы федерального уровня только проекты технической документации на новые технологии, технику и вещества. «Песок из шлаков черной и цветной металлургии для бетонов, который планирует производить завод, исходя из анализа законодательства, не является новым веществом, равно как и технология его производства. При этом аналогичный спор в октябре 2018 года рассмотрел Верховный суд, указав, что технология переработки сталеплавильных шлаков не является новой и необходимость получения заключения государственной экологической экспертизы на технологическую инструкцию по переработке сталеплавильных шлаков отсутствует»,— подытожил юрист.