Мосты на пари
Десять лет Epic Jewellery
Ювелирная арт-лаборатория Epic появилась в 2010 году. Основатель бренда Захар Борисенко на спор сменил стратегический менеджмент на ювелирные эксперименты. Тогда он параллельно с управлением собственной страховой компанией преподавал MBA в МГУ, и на семинаре один студент с вызовом заявил, что в России создать с нуля прибыльную компанию, построенную от и до на творчестве, невозможно. Поспорили на ящик коньяка. Пять лет спустя Захар Борисенко получил свой выигранный ящик.
Короткое и выразительное «Эпик» клиенты и журналисты запомнили быстро, хотя полное название звучит как Epic Contemporary Art Jewellery — современные арт-украшения Epic, а в 2010-м бренд и вовсе назывался именем первого штатного дизайнера Владимира Маркина — «Ювелирная лаборатория Markin». В английском языке есть емкое выражение This is epic — так говорят, когда хотят подчеркнуть масштаб и значимость какого-то события. Игру слов дизайн-команда использовала для новой коллекции Logomaniac.
Как появилось самое успешное украшение от Epic
Эксперименты команды с металлами, драгоценными камнями и сложными украшениями-трансформерами за десять лет вылились в серьезную компанию с собственным производством в России и представительством в Гонконге. Сформировалась и понятная философия арт-лаборатории, которая держится на четырех столпах.
Один из главных источников вдохновения — архитектура и инженерные конструкции. Есть коллекция «Мосты», посвященная, понятно, этим сооружениям. Есть коллекция «Готика» — подвески повторяют чертежи известных соборов. Можно купить бельгийский Нотр-Дам, а можно — Солсберийский собор. «Космология» — про футуристические архитектурные эксперименты в космосе, какими их увидел приглашенный дизайнер и по совместительству архитектор Василий Кривошеин. Еще один оммаж — коллекция «Голдфингер» в честь архитектора-бруталиста Эрно Голдфингера — это унисекс-кольца из титана, бронзы и карбона.
Кстати, о карбоне. Второй важный элемент ДНК-кода Epic — необычные материалы. Марка первой в России (пока так и остается единственной в стране) обратилась к карбону. Также команда много работает с бронзой, титаном и алюминием. Если у нас кто-то еще и заинтересовался алюминием, то вряд ли сочетает его в одном украшении с редкой шпинелью Махенге и рубинами. А Epic позволяет себе филигранно хулиганить.
Третий столп — сложные ювелирные механизмы. Самые титулованные — кольца-трансформеры «Диафрагма», устроенные по принципу диафрагмы в зеркальном фотоаппарате. В центре — бриллиант и бриллиантовое паве. Внутри заключены два параллельных механических процесса. Открываются и закрываются титановые лепестки, камень синхронно поднимается на микролифте и опускается. В кольце больше 100 деталей, а если считать камни, то около 200. Это коллекционная редкость, которую несколько раз награждали призами на мировых конкурсах. Механика по запросу и кинетика для Epic не просто попытка пустить пыль в глаза конкурентам — это принцип, продиктованный требованиями времени. Можно утром надеть серьги-капли из золота, а к вечеру одним нажатием на кнопочку раскрыть сложенные золотые крылышки и обнажить бриллиантовое паве. Неполадки исключены, но на всякий случай на все украшения Epic — пожизненная гарантия.
Слоган компании Don’t wear jewellery, wear art («Не носи украшения, носи искусство») намекает, что каждый предмет Epic — арт-объект. К тому же с самого начала бренд много и часто работал с современными художниками. Одна из первых коллекций появилась в партнерстве со сценографом Наной Абдрашитовой. Сейчас готовится титановый «Кубок Наутилуса», который бренд создает вместе с Ильей Федотовым-Федоровым. Параллельно рождается Resistance («Сопротивление»), коллекция с Жан-Кристофом Куэ (это его масштабная видеоинсталляция украшает фойе Музея русского импрессионизма). На ее создание вдохновили огранщики и геммологи, которые много работают с камнями. Многие, прежде чем осмотреть камень, его щупают с закрытыми глазами. Но точно так познают мир и незрячие люди. Решили сделать украшения со шрифтом Брайля — расположить бриллианты шипом вверх. Всего будет выпущено десять украшений с буквами r-e-s-i-s-t-a-n-c-e и одно кольцо-кастет со всем словом целиком. В дополнение — титановые картины Куэ. И таких арт-партнерств в досье Epic — десятки.
В целом если посчитать, сколько дизайнерских идей воплотили Epic, наберется больше 600, что по меркам индустрии — впечатляюще много. А если вспомнить, что набралось их не за 200 лет, как у некоторых именитых марок, а всего лишь за десять, то цифра и вовсе кажется эпичной. This is epic.