«Котируемых художников стало в шесть раз больше»
Дмитрий Буткевич — об изменениях в арт-рынке
Обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Буткевич рассказывает о том, как трансформировался рынок современного искусства.
Аналитическо-информационный портал Artprice продолжает исследовать арт-рынок. На этот раз специалисты сайта решили посмотреть, как этот сегмент изменился за те 20 лет, что существуют сами его исследователи.
Вывод не шокирует: «Рынок современного искусства уже не тот, что был 20 лет назад». За эти годы он претерпел глубокие структурные изменения. Во-первых, котируемых художников стало в шесть раз больше: с 5,4 тыс. в 2000 году до почти 32 тыс. сегодня. Во-вторых, на рынке все больше произведений контемпорари (их число увеличилось в десять раз: с 12 тыс. лотов до 123 тыс.). В-третьих, рынок растет и расширяется географически: 20 лет назад в нем участвовали 39 стран, сейчас — 64. И в-четвертых, число аукционных домов, участвующих в рынке современного искусства, увеличилось за две декады почти вдвое.
Я, кстати, напомню, что по международным правилам, произведения контемпорари арт — это работы, созданные художниками, родившимися после 1945 года. Когда-то это был очень маленький сегмент, а сейчас на него приходится 15% мирового арт-рынка. Оборот аукционов современного искусства составил в целом чуть менее $2 млрд — сравните с менее чем $92 млн в 2000 году. Теперь этот сегмент обогнал и старых мастеров, и XIX век. А недавно одна работа Жана-Мишеля Баския превысила сумму всех аукционов современного искусства за 2000 год, получив более $100 млн, что наглядно демонстрирует изменение шкалы рыночной стоимости.
Просто цифры и числа сегмента «Современное искусство»:
+2100% — рост оборота аукционов.
15% мирового арт-рынка против 3% 20 лет назад.
На Китай и США приходится 68% всего мирового аукционного оборота.
В стоимостном выражении с 2000 года произведения современного искусства принесли $22,7 млрд.
Более 60% современного арт-рынка занято картинами.
Вот такая аналитика.