«Всегда такой переход связан с подобными проблемами»
Летчик-инструктор — о переходе на новую схему воздушного движения
До конца месяца заходить на посадку в российские аэропорты пилотам придется по указаниям диспетчеров или по бумажным картам. С 3 декабря вступает в силу новая схема воздушного движениям, но поставщики данных не успели внести туда больше 30 аэропортов России. Как ранее сообщал РБК со ссылкой на презентацию «Аэрофлота», это связано с тем, что операторы Jeppesen и LIDO поздно получили обновленные данные и теперь добавить их смогут не раньше 30 декабря. Без этих сведений для взлета или захода на посадку пилотам придется ориентироваться только на подсказки диспетчеров, а также на бумажные карты. При этом авиаперевозчики уверяют, что готовы работать в таких условиях. Как переход на новую схему воздушного движения может отразиться на безопасности полетов, в эфире “Ъ FM” рассказал летчик-инструктор, мастер спорта по высшему пилотажу на реактивных самолетах Андрей Красноперов.
— Что из себя представляет схема воздушного движения, и почему нельзя было просто отложить ее внедрение, поскольку аэропорты не готовы?
— Если сделали эту схему, как правило, все аэропорты должны перейти на эту схему движения. Не могут два аэропорта летать по разным схемам, иначе будет нарушение безопасности полетов. Может быть, да, подождать, пока все будут готовы, это правильное решение. Но у нас иногда решения принимаются по принципу: сначала решение, а потом думать, почему его приняли. Поэтому некоторые аэропорты остались сейчас без новой схемы движения, и самолеты будут заходить на посадку по картам.
— А когда все трудности будут преодолены, как будет выглядеть эта новая схема? Какие новые данные она включает? Какие новые алгоритмы действий со стороны экипажа требует?
— Она более продвинутая, более рациональная, летчикам будет по ней проще заходить. Я думаю, что она не сильно усложняет схему захода, поскольку летчики и так перегружены этими заходами, и сами аэропорты загружены взлетом и посадкой. А новая схема просто более системна, объясняет летчикам, как лучше заходить на посадку, чтобы не было этих интервалов при заход на посадку. Он вообще одну минуту составляет, но иногда на заходе «висит» по несколько десятков самолетов.
— Тогда тревогу вызывает переходный этап с 3 по 30 декабря, когда некоторым самолетам, некоторым экипажам придется заходить на посадку по бумажным картам. Как это выглядит и насколько это действительно безопасно и возможно?
— Раньше же летали по бумажным картам и ничего, заходили. Это лишний раз показывает профессионализм летчика. Он вообще должен уметь летать по картам, — а вдруг откажет навигационное оборудование. Словом, это нормально. В этот период, возможно, в каких-то аэропортах придется в ручном режиме сажать самолеты, потому что система именно этого аэропорта может не быть подготовлена для новой схемы, но в этом нет никаких особых проблем.
— К сожалению, были случаи, когда выяснялось, что пилоты не очень готовы к ручной посадке. Не чревато ли это какими-то инцидентами на посадочной полосе?
— Да, может быть, не все будут готовы, потому что уже привыкли летать: кнопку нажал, и самолет все сам за тебя делает, а ты только контролируешь. Так что тут сложность будет для неподготовленных экипажей, поэтому, я думаю, и решили ввести третьего члена экипажа как летчика-инструктора, который будет именно помогать тем летчикам, которые себя немного неуверенно чувствуют. Фактически они будут контролировать весь процесс полета от начала до конца. Инструктор может и лишний раз, так сказать, просто проконтролировать летный состав, качество его подготовки. Но я думаю, что везде разный уровень подготовки летчиков, один, допустим, первого класса, другой — второго, еще кто-то — третьего. И кто-то может летать, допустим, в сложных условиях, а кто-то не может. Кто-то может летать, на разные аэродромы садиться, а кто-то затруднения испытывает.
— Как вы думаете, правильно ли будет опубликовать список этих 30 аэропортов России, где сажать будут по бумажным картам, чтобы пассажиры могли для себя решить, лететь им или не лететь в эти города?
— С точки зрения безопасности, я думаю, особо не будет нарушений в том, чтобы публиковать эти данные для пассажиров. Я думаю, что это лишний раз покажет открытость аэропортов. Но всегда такой переход связан с подобными проблемами. Какой-то аэродром успевает перейти, а какой-то — нет.