Дорога перемен
В адвокатском бюро «Андрей Городисский и партнеры» сменился управляющий партнер
Максимально сфокусироваться на проблемах текущих клиентов и помочь им выжить в трудные времена — такова антикризисная стратегия адвокатского бюро «Андрей Городисский и партнеры». О тактике, позволившей компании прийти к концу года без потерь, рассказывает новый управляющий партнер бюро, руководитель практики «Корпоративное право/M&A» Дмитрий Любомудров.
— Как этот непростой для бизнеса год сказался на работе бюро?
— Текущий кризис оказался куда непредсказуемее своих предшественников: если в 1998 или 2008 годах можно было строить хоть какие-то краткосрочные планы, то теперь эта модель стала нерабочей и горизонт планирования почти на полгода сузился до недели.
При этом год начинался настолько хорошо, что некоторые наши юристы лишились радости новогодних праздников и работали над проектами уже 3 января. В первом квартале все наши ключевые практики — корпоративная, арбитражная, интеллектуальная и трудовая — показывали устойчивый рост, и к середине февраля мы задумались о пересмотре стратегических планов на 2020–2021 годы. В тот момент были основания ставить себе более масштабные цели, чем те, что мы утвердили в конце прошлого года.
И тут настал конец марта. Весенний локдаун, как и для всех, стал для нас полной неожиданностью.
В бюро всегда существовала возможность работать удаленно, но по факту этот формат использовали в основном партнеры и очень ограниченно. Юристы и тем более бэк-офис в основном трудились на своих рабочих местах. В апреле офис пришлось закрыть, а все внутренние, внешние, рабочие, финансовые и организационные процессы — срочно адаптировать к новым условиям. Мы и раньше, задолго до локдауна, исходили из того, что наш юрист должен, как десантник, быть готовым работать по делам клиента откуда угодно, и соответствующим образом развивали IT-инфраструктуру. Честно говоря, то, что мы успели сделать в IT, сильно помогло нам в апреле и мае: команда бюро адаптировалась очень быстро, и работа в режиме home office не повлияла на эффективность. В определенном смысле нам повезло получить в этот период ряд важных проектов в M&A. Кроме того, вызванные локдауном экономические проблемы привели к всплеску судебных тяжб в сфере интеллектуальной собственности и лавине трудовых конфликтов, и мы были плотно загружены работой по этим направлениям. Дополнительный импульс получили прежде не лидировавшее у нас уголовное направление и сектор по защите клиентов от субсидиарной ответственности.
Все это в совокупности позволило нам прийти к окончанию года без особых потерь. Мы не сокращали штат и не урезали зарплаты: социальная ответственность перед коллективом — одна из фундаментальных ценностей в АГП. Единственное, что пришлось временно поставить на паузу,— это наем новых юристов. Сейчас этот процесс возобновлен.
— Каковы планы фирмы на среднесрочную перспективу?
— Цель, которую мы себе поставили,— максимально сфокусироваться на проблемах текущих клиентов и помочь им выжить в эти турбулентные времена. Давайте скажем честно: личные коммуникации были и остаются ключевым инструментом расширения клиентской базы. А сейчас эта возможность сильно ограничена. Мы можем решить любые рабочие задачи в Zoom-режиме, но получать новых клиентов, работая удаленно,— это то, чему мы еще только учимся.
Из прикладных внутренних задач — дальнейшее совершенствование экспертизы в наших ключевых практиках и расширение команды специалистов этих практик. Уже несколько кризисов, в том числе текущий, показали, что одновременно иметь в фирме несколько сильно развитых направлений — это правильный подход, и он выручает нас в самые сложные моменты. Фактически мы вернулись к изначальному плану на 2021 год.
— В бюро сменился управляющий партнер, и такая новость стала неожиданностью для рынка. С чем связана эта смена?
— Я бы не назвал эту новость такой уж неожиданной. За последние пару лет Андрей Городисский не раз говорил на конференциях о том, что управляющие партнеры в юридических фирмах должны сменяться. И у нас это плановый процесс. Существует партнерский договор, который предусматривает развитую систему органов управления фирмой, в числе прочего он основан на принципе ротации исполнительного органа. Управляющий партнер руководит ежедневной жизнью фирмы и параллельно входит в состав Совета партнерства, который принимает решения по ключевым вопросам.
Важно отметить, что Андрей никуда не уходит — он останется в должности Председателя партнерства АГП и руководителя одной из практик.
Нам важно соблюдать реализацию принципов, заложенных в партнерском договоре, и обеспечивать преемственность ценностей и традиций, которые сформировались в фирме за неполные 30 лет. Компания должна быть интересной для молодых специалистов.
Управляющего партнера в Бюро выбирают путем открытого голосования всех адвокатов. Коллеги по Совету посчитали, что с учетом моего опыта и стажа в фирме будет правильным возложить эту миссию на меня. Это решение поддержал и коллектив фирмы.
— Расскажите немного о Вашей профессиональной деятельности до избрания на должность управляющего партнера АГП
— В адвокатское бюро я попал в 1994 году, будучи еще студентом, и прошел классический путь от стажера до партнера, когда сначала тебе доверяют самые простые задачи, а со временем — все более ответственные и сложные. Будучи юристом АГП, стажировался в Нью-Йорке в одной из крупнейших американских фирм.
На определенном этапе, учитывая профессиональную специализацию, я стал принимать участие в проектах, связанных с различными трансграничными сделками и международным коммерческим арбитражем, а затем и руководить ими. В последние годы я возглавляю корпоративную практику.
Я действительно считаю, что работа в АГП, начавшаяся с самой низовой позиции, позволила мне приобрести уникальный, в том числе с точки зрения его разнообразия, опыт. В числе клиентов, работать с которыми в плане профессионального развития для меня было особенно ценно, можно выделить Microsoft, IBM, ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат», ряд крупных международных финансовых институтов. Среди памятных проектов — сопровождение трех масштабных столичных девелоперских проектов, в том числе в «Москва-Сити». Интересных профессиональных задач всегда хватало, и я уверен, что опыт управления фирмой окажется не менее увлекательным.