Перерасчет на пять миллионов
Вступил в силу закон о фиксированном налоге для КИК
Новый закон разрешит российским владельцам контролируемых иностранных компаний (КИК) перейти с 2020 года на фиксированный налог в размере 5 млн руб. Изменения также позволят не сообщать о доходах КИК. О плюсах и минусах перехода на новый налоговый режим рассказывают управляющие партнеры FTL Advisers Мария Чуманова и Наталья Пацева.
Суть изменений
9 ноября текущего года вступил в силу федеральный закон №368-ФЗ о внесении изменений в Налоговый кодекс РФ в части введения специального режима налогообложения прибыли КИК для физических лиц—российских налоговых резидентов, а также изменения общего порядка налогообложения прибыли КИК для физических лиц.
Применение нового режима налогообложения позволит контролирующему лицу уплатить налог в размере 5 млн руб. со всех контролируемых иностранных компаний независимо от их количества и объема нераспределенной прибыли, а также освободит налогоплательщиков от обязанности рассчитывать и декларировать прибыль каждой КИК и представлять налоговому органу финансовую отчетность компании.
Основной «целевой аудиторией» нового режима являются контролирующие лица и владельцы «портфельных» КИК, или, как их иногда называют, «КИК-кошельков»: компаний, получающих преимущественно инвестиционные доходы от операций с ценными бумагами, включая дивиденды и купонные доходы по облигациям.
От фиксированной прибыли к НДФЛ
При применении нового режима общая сумма прибыли КИК фиксируется в размере 38,4 млн руб. за 2020 налоговый период. За последующие налоговые периоды сумма будет чуть меньше — 34 млн руб. Таким образом, контролирующее лицо заплатит около 5 млн руб. в год (то есть сумму НДФЛ от суммы вмененной прибыли) совокупно за все КИК без обязанности рассчитывать для каждой из компаний сумму прибыли и налога.
Режим «фиксированного налога» отличается рядом особенностей — например, он доступен только для налогоплательщиков—физических лиц.
Также закон устанавливает минимальный срок, в течение которого налогоплательщик обязан применять данный режим: в зависимости от года перехода он составит от трех до пяти лет. К примеру, если налогоплательщик начнет применять фиксированный режим в отношении 2020 или 2021 года, то будет обязан продолжать его применение в течение последующих трех лет. Если же переход случится в более поздние периоды, минимальный срок применения нового режима составит пять лет. Досрочно отказаться от применения режима уплаты НДФЛ с фиксированной прибыли КИК получится только в случае, если решение изменить его условия примут органы власти либо если налогоплательщик утратит контроль над всеми КИК. Если же контроль будет утрачен лишь в отношении части КИК, обязанность уплаты фиксированного налога в установленной сумме (5 млн руб.) сохранится в полном объеме на весь минимальный период действия режима.
Владельцы КИК вправе перейти на фиксированный режим уплаты налога в отношении всех компаний, направив в ФНС специальное уведомление. Для перехода на фиксированный режим в отношении 2020 года налогоплательщику необходимо направить уведомление до 1 февраля 2021 года. Если переход на фиксированный режим касается 2021 года, нужно успеть уведомить фискалов не позднее 31 декабря 2021 года. Аналогичное правило действует и для более поздних периодов.
Важно помнить, что переход на новый режим не освобождает налогоплательщика от обязанности подавать как уведомления об участии в иностранных компаниях и структурах без образования юридического лица, так и уведомления о КИК. Однако рассчитывать прибыль КИК и предоставлять подтверждающие документы (например, бухгалтерскую отчетность компании и аудиторское заключение) не придется.
Из существенных недостатков: «фиксированный» режим не позволяет владельцу КИК воспользоваться механизмом зачета налога, уплаченного за рубежом, а также налога у источника, ранее уплаченного в России, в отличие от применения обычного режима налогообложения КИК. Также дивиденды, полученные российским налоговым резидентом, от КИК будут облагаться в общем порядке без возможности их уменьшения на сумму уплаченного фиксированного налога с прибыли КИК.
Нотабене: плюсы и минусы перехода
К положительным аспектам нововведений можно отнести отсутствие необходимости рассчитывать прибыль по каждой из своих КИК и предоставлять в налоговые органы подтверждающие документы. Это должно сократить административные издержки на подготовку финансовой отчетности КИК и в случае необходимости прохождение аудита. Также это избавит владельца КИК от риска наложения достаточно существенных штрафов, введенных новым законом за непредоставление документов, подтверждающих размер прибыли КИК, либо наличие ошибок в них.
Но помимо указанных плюсов режим имеет и явные минусы для контролирующих лиц. Во-первых, применяющее его лицо утрачивает право на зачет налога, уплаченного в отношении прибыли КИК за рубежом и в России, против суммы «фиксированного» налога. Во-вторых, этот налог нельзя будет зачесть и против налоговых обязательств физического лица по дивидендам, полученным от КИК. В-третьих, сохраняется ответственность за невключение компании в уведомление или неподачу уведомления о КИК для лиц, заявивших применение нового режима. Таким образом, уплата «фиксированного» налога, по сути, представляет собой плату за отсрочку уплаты НДФЛ в отношении прибыли КИК до момента ее распределения в виде дивидендов.
Контроль отчетности и учета прибыли КИК ужесточится — в первую очередь это будет иметь значение для тех, кто останется на старом режиме. Физическим лицам, сделавшим такой выбор, нужно будет подавать в ФНС подтверждающие документы не только по тем КИК, по которым применяются освобождения по ст. 25.13 НК РФ или по которым имеется положительная налоговая база, но и по всем остальным КИК, включая убыточные. Указанные документы необходимо подавать совместно с уведомлением по КИК.
Сейчас по действующему законодательству владельцы КИК уплачивают налог с прибыли КИК (даже при отсутствии ее распределения в виде дивидендов) в том случае, если прибыль компании превышает 10 млн руб. в год — данный лимит действует для каждой отдельной компании. И если бенефициар имеет несколько КИК, чья совокупная годовая прибыль превышает ожидаемый порог в 34–38 млн руб., однако большая часть данных компаний имеет прибыль менее 10 млн руб. в год каждая, целесообразность режима фиксированного платежа вновь оказывается под вопросом.
В любом случае, прежде чем принимать решение о переходе на новый налоговый режим, необходимо тщательно все обдумать, в том числе четко оценить риски рентабельности уплаты фиксированного налога в течение минимальных обязательных периодов (три-пять лет), исходя из расчета ожидаемого размера прибыли подконтрольных компаний в указанные периоды, а также вида получаемых доходов.