Диалог в режиме монолога
Средиземноморью предложили выжить или умереть вместе
Россия «готова и далее всецело содействовать» тому, чтобы «Средиземноморье было не местом конфронтации, а связующим мостом между Севером и Югом». Об этом заявил глава МИД РФ Сергей Лавров, выступая в пятницу на форуме «Средиземноморские диалоги», который традиционно проводится в Риме, но в этот раз состоялся в онлайн-формате. При этом глава МИД РФ Сергей Лавров указал на негативные последствия политической активности в регионе Вашингтона и его западных партнеров. Другие высокопоставленные участники форума предлагали свои рецепты урегулирования кризисов, в том числе с учетом грядущей смены власти в США.
За две недели в четырех десятках мероприятий форума «Средиземноморские диалоги» приняли участие около 40 мировых лидеров, включая президентов, премьер-министров и министров разных стран. Вместе с экспертами они обсудили актуальные для Средиземноморья проблемы — от миграции, региональной безопасности и пандемии коронавируса до развития инфраструктуры и защиты детей.
Из-за пандемии форум, который проводится в Риме с 2015 года, впервые состоялся онлайн. В таком режиме высокопоставленные спикеры были лишены возможности обсудить наболевшие вопросы в кулуарах форума, а иногда попросту не слышали модераторов из-за проблем связи. В этих условиях многие стремились в своих выступлениях максимально декларативно проявить себя с лучшей стороны, объявив, что уж они-то выступают за диалог, в отличие от других партнеров по региону.
Так, самым острым вопросом для главы МИД Турции Мевлюта Чавушоглу стало распределение ресурсов в Восточном Средиземноморье.
«Когда в регионе были обнаружены запасы углеводородов, многие подумали, что это возможность для сотрудничества и процветания для всех. Однако некоторые государства поступили наоборот»,— сказал он, традиционно обвинив Афины в нагнетании конфронтации в регионе. В то время как Кипр и Греция в пятницу вновь призвали ЕС ввести более жесткие санкции против Турции, господин Чавушоглу подчеркнул, что Анкара открыта к диалогу и «выход есть». В частности, министр напомнил о предложении Анкары провести конференцию в Восточном Средиземноморье, посвященную решению спорных вопросов. Он призвал ЕС прекратить игнорировать права Турции и турок-киприотов, а также угрожать Анкаре санкциями.
Кроме того, министр выразил надежду на диалог с новой администрацией США, в частности по вопросу о покупке зенитных ракетных комплексов (ЗРК) С-400. По его словам, пока Турции задают вопросы про С-400, никто не напоминает США и другим союзникам, почему они не продавали системы ПВО на протяжении десяти лет и почему они отозвали комплексы Patriot, когда Турция особенно в них нуждалась. Напомним, что после начала поставок российских ЗРК в Турцию Вашингтон исключил Анкару из американской программы производства F-35 и угрожает ей санкциями. Надежд на решение этой проблемы при президенте Джо Байдене нет, так как последний еще в ходе своей предвыборной кампании называл президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана автократом и обещал «придать смелости» турецкой оппозиции «победить Эрдогана не путем переворота, а посредством избирательного процесса».
Вопрос о том, как изменится расклад сил в регионе при новой администрации США, задавался практически всем высокопоставленным участникам «Средиземноморских диалогов». «Многие в Европе и в мире хотят знать, какой будет международная политика новой администрации,— напомнил на правах хозяина площадки глава МИД Италии Луиджи Ди Майо.— Не думаю, что возможно возвращение к прошлому, и, скорее всего, прошло то время, когда можно было спекулировать спасительным вмешательством США и передавать полномочия Штатам для решения всех кризисных вопросов, касавшихся Средиземноморья и Ближневосточного региона».
Больше других переживал глава МИД Ирана Мохаммад Джавад Зариф, учитывая намерения Джо Байдена вернуть США в «ядерную сделку» — Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД).
Документ был подписан пятью членами Совбеза ООН и Германией с Ираном в 2015 году. Спустя три года США вышли из сделки, в ответ Тегеран также сократил выполнение части своих обязательств в рамках СВПД. «Совместный всеобъемлющий план действий или любая другая международная договоренность — не карусельная дверь. Нельзя просто так войти, выгадать от участия, а потом резко решить уйти, нанеся иранскому народу ущерб в $250 млрд»,— сказал господин Зариф. Он дал понять, что сначала США должны возместить ущерб и снять санкции с Ирана, а ЕС — возобновить сотрудничество с Тегераном в полном объеме, и тогда иранцы также вернутся к своим обязательствам.
Иранский министр также отверг любую возможность пересмотра СВПД и добавил, что западным державам следует подумать о собственном поведении, прежде чем критиковать Иран. «В прошлом году Запад продал Персидскому заливу больше оружия, чем он продал любой другой части мира. Этому региону было продано оружия на сумму более $100 млрд. Готов ли Запад остановить это злонамеренное поведение?» — спросил он. Господин Зариф не забыл также указать, что один из главных покупателей оружия в регионе — это Саудовская Аравия (на следующий день глава МИД королевства Фейсал бен Фархан ответил критикой иранской «политики насилия» в регионе). «Мы либо выживем все вместе, или умрем все вместе»,— завершил свое выступление глава МИД Ирана.
О сотрудничестве и партнерстве говорили и его соседи по Персидскому заливу — Фейсал бен Фархан и министр иностранных дел Катара Мухаммед бен Абдуррахман Аль Тани. Фактически их слова (особенно слова катарского министра) во многом отвечали предложениям России по обеспечению безопасности в регионе, которые подразумевают диалог между Ираном и арабскими странами Персидского залива. Катар серьезно пострадал, после того как три года назад Саудовская Аравия, Бахрейн, Египет и ОАЭ объявили ему бойкот. Сейчас США предпринимают усилия по исправлению ситуации, и, как отметил Мухаммед бен Абдуррахман, появился повод для оптимизма. Министр выразил готовность к любым инициативам, лишь бы они работали.
Но, как выясняется, имеет значение, о чьей инициативе идет речь. Глава МИД РФ Сергей Лавров напомнил о российских предложениях, однако не упомянул, что их положили «под сукно».
«Недавно президент России Владимир Путин предложил провести в онлайн-формате встречу глав государств — постоянных членов Совбеза ООН, а также ФРГ и Ирана,— сказал он.— Предложение предполагало согласование шагов, которые позволили бы избежать дальнейшей эскалации, продвинуться к согласованию параметров совместной работы по содействию формированию в Персидском заливе системы коллективной безопасности». Встреча, однако, до сих пор не состоялась.
В своем выступлении российский министр перечислил все ключевые точки региона, а также опасения и инициативы России. «Юг региона по-прежнему страдает от многочисленных проблем: террористическая угроза, разгул организованной преступности, тяжелая гуманитарная ситуация, многочисленные нарушения прав человека, национальных меньшинств, что привело к массовому исходу беженцев и мигрантов. Глубокое беспокойство вызывает положение проживающих на Ближнем Востоке христиан, подвергающихся преследованиям и гонениям»,— сказал он.
Чуть подробнее министр остановился на кризисах в Сирии, Ливии, арабо-израильском конфликте, ситуации в Восточном Средиземноморье. При этом министр не преминул отметить (и в этом Россия оказалась солидарна со своими основными ближневосточными партнерами — Турцией и Ираном), что в этих проблемах замешаны США и страны Запада. Их он обвинил, в частности, в применении двойных стандартов, «экономическом удушении» Сирии, поощрении сепаратизма. Не то что Россия, которая, по словам Сергея Лаврова, «готова и далее всецело содействовать» тому, чтобы «Средиземноморье было не местом конфронтации, а связующим мостом между Севером и Югом, чтобы живущие здесь народы пользовались благами мира и процветания».