Париж на Петровке
Выставка Van Cleef & Arpels
«Глаз должен путешествовать»,— говорила Диана Вриланд, легендарный главный редактор журналов Vogue и Harper’s Bazaar, подразумевая, что только так можно развить вкус к красивой жизни. Но 2020 год показал: путешествия не единственный путь к красоте. Вот и Van Cleef & Arpels приходит на помощь любознательным поклонникам и поклонницам ювелирного искусства. С 11 декабря по 31 января в бутике марки в Петровском пассаже работает выставка архивных украшений, по которым можно проследить не только историю знаменитого парижского ювелирного дома, но и развитие стилей в ювелирном искусстве ХХ века. А после, возможно, чуть иначе посмотреть на выбор новогодних подарков.
Самыми «возрастными» экспонатами стали несессер и пудреница из золота с эмалью и бриллиантами, а также вечерняя сумочка с деталью из платины, золота и горного хрусталя с бриллиантами (1927–1928 годы).
Светские дамы 1920-х держали в несессере миниатюрные зеркало, пудру, губную помаду, таблетницу и прочие совершенно необходимые мелочи. В 1933 году Van Cleef & Arpels придумали свою версию драгоценного футляра — Minaudiere, который быстро обрел самую широкую известность. На его создание Шарля Арпельса вдохновила Флоренс Гулд, супруга американского миллиардера Фрэнка Джея Гулда. Заметив, что дама складывает косметику и аксессуары в металлический портсигар, Шарль Арпельс решил создать улучшенную версию несессера. Аксессуар назвали в честь жены Шарля, Эстель Арпельс, которую в светском обществе считали кокеткой, по-французски — la minaudiere. Выполненные из золота и платины минодьеры украшали узорами из эмали, лака, драгоценных камней и гравировками в технике гильоше. В них помещалось все, что могло понадобиться даме на светском мероприятии: зеркальце, губная помада, компактная пудра, мундштук, зажигалка, таблетница, бонбоньерка, платок, бальная книжка, лорнет и даже маленькие выдвижные часы. Днем футляр можно было носить в шелковой сумочке, а вечером держать в руках на манер сегодняшнего клатча. На выставке в Петровском пассаже представлен минодьер 1935 года из платины и желтого золота с лаком и бриллиантами.
В 1930-х широкое распространение получили монохромные украшения из платины с бесцветными бриллиантами — сочетание, характерное для стиля ар-деко. Интересны парные броши Pyramids и Flame 1932 и 1934 годов — такие любила надевать герцогиня Виндзорская Уоллис Симпсон, прикалывая на оба конца воротника или по обе стороны головного убора. Платиновый браслет Hexagon Ludo 1939 года стал предшественником современных одноименных браслетов, которые, к слову, можно купить в бутике на Петровке.
Следующая обширная тема выставки — цветочные мотивы, столь любимые парижским домом. На экспозицию в Москве приехали брошь 1944 года, несессер из платины и желтого золота с рубинами и бриллиантами 1949 года, а также колье Fleurettes 1950-х — все украшены золотыми цветами с изумрудами, рубинами, сапфирами и бриллиантовыми серединками.
Особого внимания заслуживает коллекция Rose de Noel, впервые представленная в 1968 году и впоследствии ставшая знаковой для дома. Украшения Rose de Noel посвящены, в точном соответствии с названием, рождественской розе, растению, цветущему в декабре. Лепестки зимнего цветка ювелиры выполняют из поделочных камней — на выставке представлены броши и серьги 1970-х с лепестками из коралла.
Van Cleef & Arpels известны тем, что одними из первых в 1950-х годах уловили меняющийся дух времени. В 1954-м марка показала коллекцию дневных ювелирных украшений La Boutique из причудливых и забавных брошей в виде животных, созданных по мотивам мультфильмов тех дней. Брошки были выполнены из золота, драгоценных и поделочных камней — коралла, бирюзы, оникса, агата, лазурита, аметиста, перламутра. Из всей честной компании — слонов, тигров, собачек и подмигивающих котов — самым знаменитым персонажем стал взъерошенный львенок, Lion Ebouriffe. На выставку он приехать не смог, уступив место «более молодым» (выпуска 1960-х годов) пуделям, жирафу, тигру и быку.
Не обошлось в пассаже и без украшений в запатентованной Van Cleef & Arpels в 1933 году технике невидимой закрепки Mystery Set. Особенно активно техника используется в украшениях, навеянных миром высокой моды. С помощью такой закрепки ювелиры создают иллюзию сплошного полотна. Так, представленное в Петровском пассаже колье Everest 1981 года с синими сапфирами формой напоминает воротник.