Мыслить иначе
Колонка редактора
Главной проблемой внедрения инновационных процессов, в какой бы сфере экономики это ни происходило, как и много лет назад, остается нехватка грамотных специалистов. Очевидно, что для развития неосвоенных направлений нужны квалифицированные кадры, а системы подготовки их в нужном количестве пока нет. В то же время для массовой подготовки специалистов по тому или иному зарождающемуся процессу часто нет и нужного спроса, ведь на первых порах человеческий ресурс в новых отраслях — товар штучный, изготавливаемый вручную.
Любые кризисы, а пандемия, безусловно, находится в числе очень мощных кризисов последнего десятилетия, выступают катализатором инноваций, ускоряя зревшие годами процессы. И востребованность кадров для освоения новых профессий будет в ближайшие годы только расти. В последние годы России удавалось оказаться, если не впереди планеты в части внедрения инноваций, то уж по крайней мере, удерживать достаточно высокую планку: примерами этого служит и банковская сфера, и система взаимодействия населения с органами госвласти и ряд других отраслей. Тем не менее, чтобы сегодня оставаться на месте, нужно быстро идти, а чтобы двигаться вперед — следует нестись со всех ног. И с задачей подготовки новых кадров сможет справиться только система высшего образования. Но в последние годы, к сожалению, власти страны предприняли достаточно много шагов для снижения многообразия вузов. Огромные усилия были направлены на причесывание всех университетов под одну гребенку и лишение их излишней самостоятельности. А самостоятельность в этом процессе — вещь крайне необходимая. Собственно, возможно, именно благодаря учебному многообразию 2000-х в стране и появились специалисты, внедрившие инновации в банковской, сервисной и прочих областях экономики. Если же курс на унификацию продолжится, возможно, через пять-десять лет страна почувствует негативные последствия этого шага. Мыслить иначе студенты окажутся необученными. А именно нестандартное мышление и является залогом прорывов в любой сфере.