Электрички масштабного действия

Перевозки

За прошлый год на электричках Петербурга перевезено 55,8 млн человек. В этом году показатели могут снизиться на фоне масштабного сокращения пассажиропотока из-за режима самоизоляции. Однако железнодорожные компании отмечают интерес к внутреннему туризму в регионе, учитывая закрытые границы, что способствует улучшению показателей. В перспективе, с развитием инфраструктуры, перевозки на электричках могут увеличиться вдвое к 2025 году и почти втрое к 2030 году.

В 2020 году количество пассажиров на всех видах транспорта существенно снизилось из-за введенных мер по противодействию коронавирусу, в некоторые месяцы снижение достигало 80%

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

Оператором железнодорожного пригородного сообщения в Петербурге, Ленинградской, Новгородской, Псковской, Мурманской областях и Республике Карелия является АО «Северо-Западная пригородная пассажирская компания» (СЗППК), в котором ОАО РЖД принадлежит 76%, правительству Петербурга — 24%. В 2019 году доходы компании от перевозки пассажиров составили более 8 млрд рублей. По итогам прошлого года прибыль компании составила 294 млн рублей.

В 2020 году количество пассажиров на всех видах транспорта существенно снизилось из-за введенных мер по противодействию коронавирусу, в некоторые месяцы снижение достигало 80%. По итогам восьми месяцев пассажиропоток в пригородном сообщении в зоне обслуживания СЗППК сократился на 31%. В сентябре с началом учебного и делового сезона показатели несколько восстановились, но снижение все еще достигало почти 20%. Это может сказаться на доходах компаний, в том числе на СЗППК, которая рискует потерять до четверти выручки по сравнению с 2019 годом. Впрочем, компенсировать это могут регионы, где работает компания.

Новые направления

В условиях, когда границы многих государств закрыты, популярность внутреннего туризма растет — пассажиры открывают для себя новые маршруты и направления, утверждают в СЗЗПК. Петербург и Ленинградская область богаты историческим наследием, а действующая сеть маршрутов пригородного сообщения охватывает практически весь регион, приводят преимущества инфраструктуры в компании.

Совместно с регионами прорабатываются расписание и удобные стыковки электричек с поездами дальнего следования, кроме этого, развивается маршрутная сеть нового подвижного состава — «Ласточек», подчеркивают в СЗППК. Сейчас они охватывают такие туристические маршруты, как Выборг, Великий Новгород, Гатчина, Зеленогорск, Ораниенбаум, Приозерск, Петергоф.

СЗППК разработала точечные предложения для отдельных маршрутов: так, для пассажиров «Ласточек» в направлении Великого Новгорода действует специальный абонементный билет — «Туристические будни». Он ориентирован на внутренний туристический пассажиропоток и позволяет пассажиру экономить до 25% по отношению к разовой поездке. Также с 2018 года в летний период СЗППК организует поездки в «Туристическом вагоне» электропоезда «Ласточка» Выборг. И хотя текущее лето внесло корректировки в график движения, в компании ожидают возобновление курсирования в следующем году.

В сентябре компания запустила специальный абонемент для однодневных туристических поездок в Царское Село и Павловск, который позволяет сэкономить до 18% на стоимости проезда по отношению к разовой поездке.

Среди нововведений для туристов в СЗППК отмечают бесплатные аудиогиды в приложении izi.Travel для самостоятельных туристов во всех пригородных поездах. «Серия аудиогидов под общим названием "Экспресс в историю" включает в себя восемь аудиогидов в направлении Павловска, Выборга, Ораниенбаума, Гатчины, Великого Новгорода, Белоострова, Луги и Невской Дубровки, все они доступны на английском языке. Это интересный и комфортный формат турпродукта. Уже сейчас контент просмотрели и прослушали более 250 тыс. пользователей»,— приводят данные в компании.

Развитие перевозок

Увеличение количества «Ласточек» относится к наиболее популярным пожеланиям пассажиров, признают в компании. Эти поезда эксплуатируются компанией с 2015 года. Всего в зоне обслуживания компании двенадцать маршрутов «Ласточек»: от Санкт-Петербурга до Великого Новгорода, Волховстроя, Выборга, Зеленогорска, Калища, Каннельярви, Кузнечного, Луги, Мельничного Ручья, Ораниенбаума, Сосново и Тосно, а их доля в общем объеме пассажиров — почти четверть. В 2020 году электропоездами «Ласточка» воспользовались более 6 млн пассажиров, а всего с начала эксплуатации — более 36 млн человек. В компании не исключают возможный запуск этого поезда до Тихвина. Возможен также запуск дизельных электричек в Сертолово и Кудрово.

Однако пока в СЗППК с осторожностью говорят о планах закупки нового подвижного состава, что связано, в том числе, с финансовыми результатами на фоне пандемии. В отношении «Ласточек» компания констатирует только возможную аренду новых составов, а дизельных поездов — потенциальную прямую закупку или лизинг.

В рамках инвестиционной программы СЗППК строит пассажирские павильоны. За время работы компании с 2006 года они появились на станциях Старый и Новый Петергоф, Вырица, Луга, Рощино, Бернгардовка, Мельничный ручей и Ораниенбаум. В 2020 году будут построены комплексы на станциях Саблино и Поповка, также включены в проект развития такие остановочные пункты, как Ленинский проспект и Пискаревка.

Перспективные полукольца

Один из глобальных проектов в сфере городских электричек Северо-Запада — создание двух полуколец в Петербурге. Это проект правительства города и РЖД, который может быть построен по аналогии с Московским центральным кольцом, которое было запущено в 2016 году и интегрировано со столичным метрополитеном. За четыре года пассажиропоток на нем составил более 485 млн человек.

Концепция развития петербургского железнодорожного узла подготовлена АО «Институт экономики и развития транспорта» и утверждена правлением РЖД и правительством Петербурга весной 2019 года. Стоимость проекта — почти 600 млрд рублей, в эту сумму включена организация пригородного и внутригородского пассажирского движения, а также вывод транзитных грузопотоков из Петербурга со строительством двух обходов. Основной объем средств — 56% от суммы заявленных инвестиций — предполагается направить на развитие пригородного и внутригородского движения в регионе (325,3 млрд рублей), 38% — на грузовое движение (224,6 млрд рублей), а остальное — на другие мероприятия по модернизации инфраструктуры.

Концепция предполагает строительство частично подземной линии Шоссейная — аэропорт Пулково — Лигово протяженностью 11,7 км (ввод в 2024–2030 годах), входящей в маршрут Белоостров — Ораниенбаум, и создание второго диаметрального маршрута Токсово — Гатчина-Варшавская. Эти диаметральные маршруты, по сути, станут новым видом транспорта в Петербурге. Для интеграции пригородно-городских маршрутов с линиями метрополитена к 2030 году должны быть построены девять транспортно-пересадочных узлов, которые обеспечат пересадку пассажиров на пять линий подземки.

Проектно-изыскательные работы начнутся в 2020–2021 годах, говорится в материалах. Две трети инвестиций будут задействованы в 2020–2025 годах, остальные — в 2026–2030 годах. В качестве источников финансирования могут быть рассмотрены средства федерального бюджета, региональных бюджетов, а также применен механизм прямого субсидирования выпадающих доходов РЖД от регулирования тарифов на предоставление услуг инфраструктуры в части пассажирских перевозок.

Масштабные вложения в пассажирское железнодорожное сообщение в концепции обосновываются ростом численности населения (до 8,5 млн человек), что, согласно прогнозу, сгенерирует ежегодный пассажиропоток в объеме 105,5 млн человек к 2025 году (рост в 1,3 раза по сравнению с 2018 годом) и 142,4 млн человек к 2030 году (рост в 1,8 раза по сравнению с 2018 годом). Доходы от перевозки пассажиров могут составить 14,4 млрд рублей к 2025 году и 24,5 млрд рублей к 2030 году, следует из расчетов СЗППК, которая в перспективе станет управлять полукольцами. Таким образом, тариф, по предварительным подсчетам BG, может составить 136–172 рубля в соответствующих годах.

Яна Войцеховская

Вся лента