Память останется
Татьяна Полякова о подарках со смыслом
Праздник
Консультант по светскому и деловому общению, специалист по межкультурным коммуникациям Татьяна Полякова разработала собственный курс этикета, проводит бизнес-тренинги и частные консультации (и сертификаты на них уже стали популярным подарком в деловых кругах). А недавно Татьяна попробовала себя в новом амплуа — дизайнера ювелирных «растительных» украшений. Так родилась коллекция «Гербарий». Получилось, что Полякова не только предложила красивые броши, но и, по сути, придумала персонализированные подарки с глубоким смыслом. «Стиль. Рождество» попросил Татьяну Полякову рассказать о посланиях, скрывающихся в цветах, и о том, какие подарки особенно дороги ей самой.
О подарках
Тема подарков сквозит во всех моих проектах. Кому? Когда? Что? Зачем? Куда? За сколько? Как поздравить? Как запомниться? Чем удивить? И выделиться, и не остаться незамеченным? Как и кого пригласить? И на бокал, и в компанию? Как восхитить и не обидеть? И как не забыть? А затем, в такт, как отблагодарить? Как не быть обязанным? И не остаться в долгу? Я до того в этом преуспела и научилась предвосхищать и радовать, что выбор подарков несколько лет даже входил в мои служебные обязанности. В целом в теме подарков нет единого правила, а каждое из правил преломляется в свете культур, традиций, эпохи, субординации, степени родства, служебных или личных, искренних или формальных отношений, фантазии и бюджета. В общем, пришла вот к чему: правила полезно знать, чтобы их нарушать, но, чтобы их нарушать, их нужно и полезно знать. Меня цитируют. А еще: как упаковать? Как принять? Открывать, не открывать? Возвращать или нет? Последний вопрос — к юристам... На самом деле лучший подарок, как известно, делают родители. Они дарят жизнь. Всю жизнь родители всегда стараются вкладывать в подарки смысл. Ощущения из детства всегда всплывают в памяти в канун праздников.
О шутках и совпадениях
Чем старше я становлюсь, тем больше меня интересует тема возвращения к корням. Три года назад я, почти через 40 лет, вернулась в свой город детства — Таллин, столицу государства скромной природы с более чем 2 тыс. островов и сотней маяков. И именно в Таллине в разгар предрождественской и предновогодней суеты я пишу эти строки... И вспоминаю, как шутила моя няня, что все декабрьские приготовления, свечи и базары, и даже елочные развалы происходят по причине моего дня рождения, который, по случайному совпадению, пришелся на неделю до лютеранского Рождества. Мне понадобилось много лет, чтобы перестать верить в обратное совпадение. Но игра дат и эмоций приятна!
Об отцовском подарке
Любимая игрушка детства — глобус демонстрационного размера — была преподнесена мне на Новый год отцом. Упаковки не помню. Скрыть желанный трофей было невозможно, да и отец не японец — философии выбора упаковки подарков он не знал.
О первых гербариях
Я доверяла цветам и растениями свои тревоги. Мне полюбились прогулки по живописным полям и заливным лугам Калининской (Тверской) области, где проходили мои летние месяцы детства. А цветы послушно сопровождали меня. И шорох поддержки, согласия в оттенках и ароматах некошеных, заброшенно-запущенных полей и заросших водоемов вселял в меня, нет, не надежду, а эстетику и вечный покой. Я вывела свои правила. Знание правил, как и этикета, дает чувство покоя. В поля я уходила с книгой из обязательного списка по школьной программе (стопку книг отправляли в чемодане мои заботливые и любящие родители). Там, в полях, и исключительно в прочитанные книги, я вкладывала свой гербарий, доверяя страницам с текстами классиков личные истории. Растения не срывала, а срезала. Корни, как и свои, не рвала, а сохраняла. И сохранила.
C тех далеких лет, энергично путешествуя и живя в разных уголках мира, раскручивая глобус в надежде найти, подобно Набокову — свои ромашки и Рахманинову — свою сирень, я искала ювелиров, которые могли бы в драгоценном металле воплотить мои мечты и открытия детства в жизнь. И вот осенью 2019 года на этикет-бранче в любимой петербургской «Астории», который я устраивала для клиентов, элегантная дама, мать двух братьев, завсегдатаев моего курса, подарила мне серебряную ложку «Русских самоцветов» с цветками сирени. Я поблагодарила Татьяну Докучаеву (менеджер завода «Русские самоцветы».— «Стиль. Рождество»). Мои глаза вспыхнули!
А в моей жизни появилась еще и моя полная тезка Татьяна Полякова, художник «Русских самоцветов», которая нарисовала мой гербарий по памяти. Наклон стеблей, и оттенки, и пропорции я тоже выверяла по тем тверским счастливым воспоминаниям детства. И, как выяснилось, лучшим, свободным, красивым, душистым и драгоценным воспоминаниям всей жизни.
Летом 2020-го ушла моя мама, приучившая меня к горшечным невянущим цветам, которые пересаживались в сады и на газоны. Незадолго до ее кончины — символично — мой первый ювелирный гербарий из 25 растений увидел свет.
О значениях
Мои броши выполнены из серебра 925-й пробы в технике перегородчатой эмали и называются «Цветы, которые не вянут. Гербарий Татьяны Поляковой». Название родилось само собой. И сразу стало хештегом. Графическому дизайнеру осталось лишь связать слова в единое современное #ГЕРБАРИЙТАТЬЯНЫПОЛЯКОВОЙ #МОИЦВЕТЫКОТОРЫЕНЕВЯНУТ. Серебряная незабудка успела украсить шаль, а позже — мамину книжную полку. Так в 2020-м у меня появился мой собственный подарок.
О символах
Подарок тем, кто, подобно мне, ищет свидетелей счастливого полевого детства, воспоминаний и привязанности. У себя на Родине и вдали. Рябчик и ландыш улетели в Кремниевую долину. А еще были тонкая верба в подарок от матери дочери, приезжающей из-за океана к родителям лишь изредка; незабудка — подарок от дочери из D. C. матери в небольшой городок на среднерусской возвышенности; колокольчик от внука из столицы деду. Коллекционер самого современного искусства в Лондоне выбрал ромашку. Жительница Венеции — наглой красоты и оттенка шиповник. Флорист из Антверпена — василек. На набережной Мойки моя любимая кубышка украшает сервированный фамильным серебром стол. Бонвиван из Москвы элегантно вкалывает василек в бархатный лацкан, а ювелирной серебряной тимофеевкой дразнит перляж в широком хрустальном бокале. И я сама ношу свои броши букетом, #НОСИМБРОШИБУКЕТОМ.
Каждая из наших брошей подписана: название на латыни и народное — кириллицей. Что бы и кто бы кому ни дарил, главное — не забыть приложить карточку и написать от руки имя адресата и имя дарителя броши. Незабудка — скромный намек на то, что мы не забываем. Помним. И об истории своих инициалов, и o корнях, и о прошлом, и о будущем. Приятная суматоха праздников закончится. Имя и память останутся.