«Яблоко» самоочищается
Партия готова к внутренней реформе
Рабочая группа «Яблока» разработала проект реформы партии, который рассмотрят на предстоящем съезде. Григорий Явлинский еще летом анонсировал преобразование партии в идейную кадровую структуру; закончить обсуждение его инициатив и внести соответствующие поправки в устав должны были еще в ноябре, но из-за коронавирусных ограничений второй этап растянувшегося более чем на год съезда отложили до весны 2021 года.
Как пояснил “Ъ” зампредседателя «Яблока», глава аналитического управления партии Иван Большаков, второй этап съезда партии (первый был в декабре 2019 года) пройдет, вероятно, в марте 2021 года и полностью будет посвящен внутрипартийной реформе. По его словам, параметры реформы согласованы на уровне руководства «Яблока».
Реформа ориентирована на переход партии «к модели идейной кадровой партии (опирающейся не на массовость, а на авторитет политических лидеров.— “Ъ”)», говорит Иван Большаков. При этом он поясняет, что партия «не планирует ужаться до маленького кружка»: «"Яблоко" создавалось как парламентская группа из депутатов-профессионалов, которая потом создает комитеты поддержки этой группы в регионах». По словам господина Большакова, «Яблоко» больше не хочет создавать ядро партии из районных активистов, которые борются «неполитическими методами», «не учитывая программу партии и важность ее бренда».
Порядок вступления в партию ужесточат.
Сейчас достаточно подать заявление и получить одобрение местного, регионального или федерального руководства. В итоге большинство вступающих — никому не известные люди, которые могут использовать «Яблоко» как «парламентскую трибуну, куда можно прийти со взглядами, противоречащими программе партии, и публично их заявлять», продолжает господин Большаков: «Это и социалисты, и сталинисты, и националисты, и крымнашисты, если они условно оппозиционных взглядов — выступают против Путина, коррупции, точечной застройки или борются за экологию. Но это уже не партия, а гайд-парк». Теперь партия намерена ввести испытательный срок в полгода или год, в течение которого новобранец не будет иметь права голоса, «но должен проявить активность, разобраться со своими взглядами и найти действующего члена партии, который порекомендует его ко вступлению», говорит господин Большаков. Большинству новобранцев предложат статус сторонников — они смогут выдвигаться от партии на муниципальных выборах и голосовать на праймериз. Праймериз хотят ввести в тестовом режиме для отбора кандидатов в президенты, губернаторы и лидеры списков на выборах в Госдуму и заксобрания.
Запланирована и перерегистрация действующих членов. В результате ожидается уход 10% «случайных людей» и «мертвых душ». Впредь «яблочникам» будет запрещено членство не только в другой зарегистрированной партии, как сейчас, но также и в незарегистрированной партии или объединении, участвующем в выборах и имеющем программу. Под такой запрет попадут, например, представители Либертарианской партии, штабов Алексея Навального и «Открытой России» (связана с Михаилом Ходорковским). Федеральное бюро также будет согласовывать коалиции, в которые партия вступает в регионах, чтобы избежать «странных альянсов с КПРФ, ЛДПР или националистами», поясняет господин Большаков.
Сроки полномочий лидеров региональных отделений станут такими же, как и у председателя партии — два срока по четыре года.
Члены федеральных руководящих органов также будут ограничены в числе сроков (сейчас их число обсуждается). Члены партии старше 65 лет не смогут занимать должности в коллегиальных федеральных руководящих органах, зато для них будут создан совещательный Высший совет с правом вето на решения бюро и федерального политического комитета. Будет закреплено и обязательное общепартийное голосование при выборе председателя партии. «Перед голосованием на съезде будет проходить предварительный партийный референдум, и один или два кандидата, если нет явного фаворита, будут выноситься на голосование»,— сказал господин Большаков.
Федеральный совет партии принял решение о реформе еще в 2018 году, но тогда ее отложили из-за выборов. Тогда один из тезисов программы гласил, что «двери "Яблока" остаются открытыми для всех граждан, разделяющих ценности партии». В феврале 2020 года, когда из «Яблока» исключили политтехнолога Максима Каца и 15 его сторонников, глава московского отделения партии Сергей Иваненко заявил “Ъ”, что порядок приема в партию ужесточат. Сам господин Кац, который ранее не скрывал желания возглавить московское отделение и критиковал старых партийцев, напомнил, что и до него из «Яблока» исключали «затевающих дискуссии» политиков, например, Алексея Навального и Илью Яшина.
Политолог Аббас Галлямов считает, что в преддверии думских выборов партиям нужно заниматься подготовкой к избирательной кампании, а не партстроительством: «Партиям нужны не формальные члены, а избиратели. Надо не отсекать потенциальных союзников, а искать их. "Яблоко" из политической партии превращается в какую-то секту». Эксперт считает, что идея праймериз имеет смысл, но только при условии, что партия создает широкую общественную коалицию, а «не замыкается в себе». По мнению политолога Константина Калачева, реформа «Яблока» направлена на укрепление управляемости: «Я бы назвал это "дедовщиной". В требованиях безоговорочной лояльности к руководству "Яблоко" мало чем отличается от "Единой России"». Эксперт уверен — реформа «Яблока» означает, что «к выборам широкой коалиции на его базе не будет».