Основания для наступления субсидиарной ответственности: топ-5 заблуждений

Несмотря на то что судебная практика по привлечению к субсидиарной ответственности динамично развивается, а подходы судов к должникам и контролирующим их лицам становятся все жестче, среди представителей бизнес-сообщества до сих пор распространены заблуждения, которые порождают иллюзорную защищенность. Их развенчивает Вера Рихтерман.

  • Заблуждение первое: одобрение действий иными органами управления, в том числе на уровне собрания акционеров, освобождает членов совета директоров и генерального директора от ответственности.

Что в действительности: одобрение действий, которые не соответствуют интересам компании, является основанием для совместной (солидарной) ответственности всех причастных к принятию решения лиц, но не может служить индульгенцией для тех, в чьи полномочия входило принятие решения о совершении такой сделки, или лиц, ее подписавших.

  • Заблуждение второе: орган управления не отвечает за действия, которые он совершает по указанию иного лица.

Что в действительности: как и в случае с одобрением, совершение контролирующим лицом тех или иных действий по указанию иного органа не освобождает его от персональной ответственности.

  • Заблуждение третье: нельзя привлечь к ответственности за бездействие.

Что в действительности: если ответственное лицо не предпринимает своевременных действий, в том числе направленных на выход компании из кризиса (например, не составляет экономически обоснованный план действий), это может послужить основанием для привлечения его к ответственности за доведение компании до банкротства.

Заблуждение четвертое: голосование против на общих собраниях или заседаниях коллегиальных органов управления или отказ от голосования сами по себе освобождают от ответственности.

Что в действительности: ответственность может наступить в том числе за блокировку выгодных для компании решений, непринятие которых может затруднить ее деятельность или причинить существенные убытки. Однако в случае, если предлагаемое решение является заведомо невыгодным и убыточным, это утверждение действительно верно.

Заблуждение пятое: масштабный экономический кризис, из-за которого большинство компаний стало отвечать признакам несостоятельности, автоматически освобождает менеджмент компании от ответственности за ее банкротство.

Что в действительности: сам по себе экономический кризис (в том числе распространение коронавирусной инфекции и введение со стороны госорганов ограничительных мер) не может служить безусловным основанием, освобождающим от ответственности за банкротство компаний. Суд в каждом конкретном случае будет оценивать, как внешние факторы влияли на работу компании и возникшую неплатежеспособность, а также проведет стресс-тест на добросовестность и разумность действий лиц, привлекаемых к ответственности.

Вся лента