Больнейшее из искусств
Пандемия ударила по частному кино сильнее, чем по государственному цирку
Рынок культурных индустрий в России по итогам 2020 года упадет примерно на 20%, подсчитали в InterMedia. Снижение в меньшей степени затронуло зависимые от государственных ассигнований сегменты, как театры и цирки, в большей — частные концертную индустрию и кинопоказ. При этом доля онлайн-сегмента в выручке культурных индустрий за год выросла с 54% до 67%. Между тем участники наиболее пострадавших сегментов считают оценки агентства слишком оптимистичными и говорят о гораздо большем масштабе потерь.
Выручка российских культурных индустрий по предварительным итогам 2020 года упадет с 2,3 трлн до 1,9 трлн руб., или на 20%, следует из отчета агентства InterMedia (есть у “Ъ”). Это подсчеты “Ъ” без крупнейших учтенных агентством сегментов — продаж электроники и рынка доступа в интернет, которые InterMedia относит к культурным индустриям.
Сокращение оборотов «оказалось не таким пугающим, как его позиционировали многие СМИ», благодаря «существенному объему бюджетных ассигнований», говорится в отчете.
Особенность экономики культуры в России в том, что госорганы управляют большинством театров, цирков, концертных площадок, художественных коллективов, музеев и библиотек, отмечают в InterMedia. Например, согласно прогнозу, общие доходы музеев, включая госфинансирование, по итогам 2020 года упадут на 22%, до 74,6 млрд руб., а библиотек — на 6%, до 70 млрд руб.
Негосударственные компании в сфере культуры работают преимущественно в СМИ, книжном деле, кинопоказе и массовой концертной деятельности, и здесь падение как раз ощутимо. Рынок кинопоказа и кинофестивалей упадет по итогам 2020 года на 43%, до 38,5 млрд руб. Рынок афишных мероприятий (концертов, спектаклей, шоу) сократится на 33%, до 142,3 млрд руб., рынок закрытых мероприятий, включая корпоративы,— вдвое, до 18 млрд руб.
Сохранить положительную динамику выручки по итогам года удастся сегментам, напрямую связанным с цифровыми коммуникациями.
Доля доходов от онлайн-форматов в сфере культуры, включая продажи в интернете билетов, вырастет с 54% в 2019 году до 67% в 2020 году. Наиболее выраженный рост могут показать легальные видеосервисы, чья выручка по прогнозу вырастет на 36%, до 56,1 млрд руб. По-прежнему увеличиваются обороты и пиратских ресурсов: выручка нелегальных сервисов (аудио, видео и книжных, включая торренты и Telegram-каналы) вырастет на 11%, до 6 млрд руб.
Киносети говорят о более серьезных проблемах. «По нашим оценкам — а они реалистичны, так как мы уже видим показатели декабря,— падение выручки по итогам 2020 года составит 55–60% по сравнению с прошлым годом. Падение рынка в целом будет примерно таким же, а оценка в 43% слишком оптимистична»,— говорит директор по маркетингу объединенной сети «Формулы кино» и «Синема парка» Сергей Кузнецов. В 2021 году кинопрокат вряд ли сможет вернуться к уровню 2019-го, полагает он: «Даже первые две недели января, которые дают до 15% годового оборота, уже ограничены требованием к заполняемости залов в 25%, потери выручки за январь по сравнению с аналогичным периодом прошлого года будут превышать 50%».
Другие наиболее пострадавшие отрасли тоже не ждут быстрого улучшения ситуации. «Среди отраслей мы самые пострадавшие, в этом году мы работали только процентов на 5»,— заявил глава Ассоциации концертно-театральных и билетных организаторов Владимир Зубицкий. И при заполняемости зала на 50% в Москве концертные организаторы «уже не могли выходить в плюс», затем в столице было введено ограничение в 25%, напомнил он. Финансовой поддержки от государства отрасль не получает, сетует господин Зубицкий. При этом на сегодняшний день, по его словам, более 10 млн билетов на перенесенные концерты находятся на руках у зрителей, а отрасль приходит к пониманию, что уже перенесенные концерты, возможно, будут снова перенесены — уже с 2021 на 2022 год.