В бесчеловечных условиях не нашли предмета
Суд не стал рассматривать иск фигуранта дела «Сети» к СИЗО
Ломоносовский районный суд Ленинградской области оставил без рассмотрения иск одного из фигурантов дела «Сети» Юлия Бояршинова, требовавшего выплатить ему более 400 тыс. рублей компенсации после пяти месяцев содержания в СИЗО-6 «Горелово». Юлий Бояршинов жаловался на бесчеловечные условия содержания: переполненность изолятора, нехватку места для прогулок и насилие со стороны других заключенных. Суд посчитал иск тождественным поданному в 2018 году, однако тогда фигурант просил перевести его в другую камеру, а сейчас — присудить компенсацию за ненадлежащие условия содержания. В прошлом году в России начал действовать закон, который должен защищать право заключенных в подобных случаях. Это произошло после соответствующего решения Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ).
Как рассказала “Ъ-СПб” адвокат Ольга Кривонос, представляющая интересы Юлия Бояршинова, в понедельник Ломоносовский райсуд оставил без рассмотрения иск ее подзащитного. Судья Елена Полторака посчитала, что Юлий Бояршинов ранее обращался с тождественным иском, а потому рассматривать те же обстоятельства не имеет смысла. Как сообщал “Ъ”, в 2018 году тот же суд отклонял иск Юлия Бояршинова к СИЗО «Горелово». Тогда представители СИЗО утверждали, что «среднесписочный» состав обитателей камеры в марте и апреле (когда в изоляторе содержался фигурант.— “Ъ”) составлял 78 человек, горячая водопроводная вода в камере и изолированное место для курения не предусмотрены, «статистика курящих и некурящих не ведется». «Попарное соединение» кроватей в СИЗО не запрещено, а мнение, что «это приводит к кожным болезням», как и утверждение о «психологической несовместимости» истца с сокамерниками, по версии ответчиков, подтверждения не нашло.
Как пояснила “Ъ-СПб” госпожа Кривонос, предметы двух исков отличаются. В 2018 году Юлий Бояршинов просил перевести его в камеру, отвечающую требованиям закона и безопасности. «Тогда Юлий Бояршинов находился в той самой перенаселенной камере и требовал восстановить его право путем перевода в иное камерное помещение, то есть прекратить нарушение его права»,— объясняет адвокат. Новый иск был подан уже после принятия закона о присуждении компенсации за ненадлежащие условия содержания. «Предмет иска разный»,— заключает Ольга Кривонос, отмечая, что решение Ломоносовского райсуда будет обжаловано.
В конце прошлого года президент России Владимир Путин подписал закон о компенсациях за нарушение условий содержания в местах лишения свободы. Он установил порядок действий при нарушении прав. Требовать компенсации гражданин должен через суд. Размер возмещения устанавливается «исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий». При этом истцу не придется доказывать факт нарушений, напротив, ответчики должны будут доказать их отсутствие.
Такой законопроект был разработан Минюстом и внесен в Госдуму правительством в связи с тем, что Европейский суд по правам человека 10 января 2012 года вынес пилотное постановление по делу «Ананьев и другие против России». В нем Страсбург указал, что в России сложились «структурные проблемы ненадлежащих условий содержания под стражей, в местах лишения свободы». В частности, ЕСПЧ зафиксировал нарушения статьи 13 (право на эффективное средство правовой защиты) и статьи 3 (запрещение пыток) Европейской конвенции по правам человека. ЕСПЧ обязал российские власти срочно принять меры к устранению «бесчеловечных или унижающих достоинство» условий содержания заключенных после вынесения 90 решений по таким жалобам, в том числе экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского, которые не были полностью исполнены. Рассмотрения в Страсбурге на тот момент дожидались еще 250 аналогичных дел, и ЕСПЧ предписал России устранить все нарушения.
В июне этого года Второй Западный окружной военный суд признал антифашистов Юлия Бояршинова и Виктора Филинкова виновными в участии в террористическом сообществе анархистского толка «Сеть» (запрещена в РФ), назначив им пять с половиной и семь лет колонии общего режима соответственно. Виктор Филинков вину не признал, а Юлий Бояршинов, напротив, дал признательные показания. Еще семь фигурантов Приволжский окружной военный суд в Пензе в феврале приговорил к срокам от 6 до 18 лет. Они своей вины не признали. Дело получило широкий общественный резонанс из-за заявлений фигурантов о пытках.