Пентагонистические противоречия
Выбранный Джо Байденом кандидат на пост министра обороны США насторожил соратников
Фактически избранный президент США Джо Байден, по-видимому, определился с кандидатурой будущего главы Пентагона: по данным нескольких американских СМИ, на пост министра обороны будет выдвинут бывший генерал Ллойд Остин. Господин Остин — чернокожий, что соответствует политике «диверсификации» будущей администрации. Некоторые сторонники Джо Байдена, однако, указывают на то, что будущий президент повторяет ошибки Дональда Трампа: он якобы собирается отдать военным слишком много ответственных постов, что размывает и так уже довольно нечеткую грань между ними и гражданскими.
В случае утверждения Ллойд Остин станет первым чернокожим, который возглавит Пентагон. Это важно: в конце ноября члены «Собрания чернокожих Конгресса» — своего рода двухпалатного объединения законодателей-афроамериканцев из Демократической партии — активно призывали Джо Байдена назначить главой оборонного ведомства именно чернокожего.
Можно сказать, что они победили другую внутрипартийную группировку: первоначально предполагалось, что министром обороны США станет Мишель Флурной, белая женщина.
В беседе с изданием Politico профессор Джорджтаунского университета Роза Брукс, бывшая сотрудница Минобороны, сказала, что женщины, работающие в системе национальной безопасности, «хором сказали: "Какого черта?"», узнав о проблемах с назначением госпожи Флурной. «Текстовые сообщения и электронные письма лились рекой: "Слышали что-нибудь? В чем причина задержки? Что за проблема? Что мы можем сделать?"»,— рассказывала она.
Между тем генерал Остин — опытный военный, возглавлявший центральное командование войск США с 2013 по 2016 год. Джо Байден, будучи вице-президентом при Бараке Обаме, нередко обсуждал с Ллойдом Остином события на Ближнем Востоке, в Центральной и Южной Азии. До того как занять этот важный пост, генерал был заместителем начальника штаба сухопутных войск США и последним командующим группировкой войск США в Ираке. Он не только руководил наращиванием этой группировки в 2007 году, но и четыре года спустя координировал процесс ее вывода.
Источник телеканала CNN сообщил, что выбор Джо Байдена пал на Ллойда Остина, в частности, потому, что тот хорошо знаком с внутренней кухней Пентагона и прекрасно разбирается в логистике, что будет необходимо для распространения вакцины от COVID-19. «Он также знает о войне не понаслышке. Он общался с семьями, потерявшими близких»,— добавил собеседник телеканала. По его данным, было три главных претендента на должность: помимо господина Остина это была как раз госпожа Флурной и еще один афроамериканец — Джей Джонсон, экс-министр внутренней безопасности США.
В случае Ллойда Остина есть один непростой момент: с тех пор, как он оставил военный пост, не прошло положенных по закону семи лет, и для его утверждения президент Байден будет вынужден просить у Конгресса сделать исключение из правил.
Ровно такое же исключение было предоставлено президенту Дональду Трампу, когда первым своим министром обороны он назначил отставного генерала Джеймса Мэттиса. Это «исключение» стало первым с 1950 года, и теперь Джо Байден сразу же попросит еще одно.
Некоторые союзники демократа опасаются, что этим назначением он продолжит политику Дональда Трампа, которого обвиняли в излишнем доверии генералам и политизации военнослужащих, обязанных сторониться политики. Обещание противодействовать этой практике проникло даже в предвыборную программу Демократической партии, которая обещала покончить с проводимой администрацией Трампа политизацией вооруженных сил и искажением роли гражданских и военных в принятии решений. В итоге в команде Джо Байдена на сегодняшний день уже четыре отставных генерала или адмирала и офицер корпуса морской пехоты.
Кроме того, получила распространение и другая практика: вопреки традиции сторониться политики военные начали открыто поддерживать кандидатов на президентский пост. Несколько сотен из них подписали письмо в поддержку Джо Байдена, еще несколько сотен поддержали Дональда Трампа. Этим их роль не ограничилась: некоторые позволили себе не только поддержку одного политика, но и критику его оппонента.
Как рассказал изданию Politico бывший член Совета национальной безопасности при Джордже Буше-младшем и эксперт по отношениям между военными и гражданскими в Дьюкском университете Питер Фивер, просьба Джо Байдена будет даже более выходящей из ряда вон: если исключение для Джеймса Мэттиса многие законодатели видели необходимым — Дональду Трампу нужен был опытный политик и некоторая стабильность,— то в условиях «возвращения к нормальности» такая просьба от Джо Байдена будет выглядеть странной.
«Закон был принят для того, чтобы разграничить военную и гражданскую власть. У военных должна быть автономия, но они должны подчиняться гражданским, как того требуют конституция США и закон, а не заменять их собой»,— поделился, в свою очередь, бывший полковник армии США Чарльз Аллен, занимающийся вопросом соотношения военной и гражданской власти в военном училище сухопутных войск. По его словам, у людей с военным прошлым сформирована соответствующая культура поведения, и их взгляд на мир и способ решения проблем могут быть более узкими, нежели у человека гражданского.
Впрочем, источник издания Politico в окружении Джо Байдена, согласившись беседовать лишь на условиях анонимности, заверил: господин Байден в отличие от Дональда Трампа армию не политизирует. «Людей выбирают потому, что у них есть опыт в их деле, а также часто богатый опыт работы в федеральной власти, которую они помогут улучшить»,— сообщил источник.