Иммуноглобулин ноль
Пациентам с редким генетическим заболеванием не хватает жизненно необходимого препарата
Проблема с обеспечением пациентов с первичным иммунодефицитом (является орфанным заболеванием) носит системный характер, заявили в фонде «Подсолнух», который оказывает помощь людям с такими диагнозами. Фонд обратился в федеральные ведомства, представив данные опроса, согласно которому на трудности с иммуноглобулином жалуются 57% пациентов и 70% врачей. Ранее и специалисты центра им. Дмитрия Рогачева заявляли о проблемах с закупками иммуноглобулина. В Минздраве “Ъ” сообщили, что обращение пока на рассмотрении.
Трудности с обеспечением жизненно необходимым препаратом иммуноглобулин возникли у 57% пациентов, опрошенных благотворительным фондом «Подсолнух» (помогает людям с редким генетическим заболеванием — первичным иммунодефицитом). Напомним, это врожденное нарушение иммунной системы, которое приводит к развитию тяжелых хронических инфекций, воспалительному поражению органов и тканей, повышенной частоте аутоиммунных и онкологических заболеваний. Таким пациентам назначается пожизненная терапия иммуноглобулином, а в тяжелых случаях единственным способом излечения является пересадка костного мозга.
В исследовании «Подсолнуха» приняли участие 68 пациентов из 34 регионов. 52% заявивших о трудностях сообщили, что препарата не было в аптеках, 24% пожаловались на его отсутствие в стационаре, 22% сообщили, что аукцион на закупку был признан несостоявшимся. Также фонд опросил 24 врача из 18 регионов. Больше половины врачей подтвердили трудности с иммуноглобулином в аптеках и стационарах, а также сообщили о признании несостоявшимися аукционов на закупку, отсутствии финансирования или закупке «по другому торговому наименованию».
Как рассказала “Ъ” управляющий директор фонда «Подсолнух» Ирина Бакрадзе, пациенты должны получать препараты за счет регионального бюджета, если у них не установлена инвалидность, и за счет федерального, если инвалидность есть.
По оценкам специалистов фонда, которые опираются на международную статистику, в России пациентов с первичным иммунодефицитом может быть около 15 тыс. В российский Регистр пациентов с первичным иммунодефицитом внесены данные о 3,5 тыс. пациентов, из них более 220 — это взрослые с инвалидностью, более 650 — дети с инвалидностью.
Фонд «Подсолнух» направил обращения в Минздрав, Росздравнадзор, а также в аппараты уполномоченного по правам человека Татьяны Москальковой и уполномоченного по правам ребенка Анны Кузнецовой. Фонд обеспокоен «сложившейся ситуацией с обеспечением препаратом» и сообщает о 24 заявках от пациентов из 18 регионов, «которые получили отказ в льготном лекарственном обеспечении». По этим заявкам фонд направил 14 жалоб в региональные минздравы и органы Росздравнадзора, а также 10 обращений в прокуратуру.
«Проблема приобрела системный характер и подвергает опасности жизни и здоровье пациентов»,— заявляют в «Подсолнухе».
Госпожа Бакрадзе заявила “Ъ”, что существует и проблема недостаточной диагностики: «Сейчас первичный иммунодефицит не входит в федеральную программу неонатального скрининга. Мы надеемся, что ее расширят в следующем году. Если первичный иммунодефицит вовремя не диагностировать, человек не получит необходимую заместительную терапию, и в организме произойдут патологические изменения». Ирина Бакрадзе отметила, что пациенты с первичным иммунодефицитом, которые получают лечение регулярно, ведут полноценную жизнь, ее продолжительность не отличается от продолжительности жизни человека без такого диагноза, а признаки инвалидизации отсутствуют у 80% пациентов.
Ранее академик РАН, президент Центра детской гематологии им. Дмитрия Рогачева Александр Румянцев заявил, что медицинское сообщество направило обращения в Минздрав, Госдуму и Совет федерации: «Есть две вещи, которые нарушают закупки. Во-первых, в стране с 2014 года работает закон "третий лишний" (при наличии в конкурсе двух российских препаратов и одного иностранного выбирается российский.— “Ъ”). Во-вторых, ФАС предъявила требование к закупкам, чтобы они проводились по минимальной цене. В результате многие фирмы, которые производят высококачественные иммуноглобулины, не выходят на рынок».
Господин Румянцев добавил, что усугубила ситуацию и пандемия коронавируса: «Сбор плазмы, из которой производят иммуноглобулин, во всем мире снизился, а цены на препарат выросли».
По словам госпожи Бакрадзе, ответов на обращения фонд пока не получил. В аппарате уполномоченного по правам ребенка “Ъ” сообщили, что рассматривают обращение и планируют обратиться в Минздрав «с целью разъяснения ситуации и принятия мер по недопущению дефицита». В Минздраве “Ъ” сообщили, что «письмо поступило и находится на рассмотрении».