«Цифровизация предполагает коренную переделку всех процессов»
В Пермском крае на сегодняшний день работает более 16 тыс. айтишников. До конца 2024 года их количество должно увеличиться до 22 тыс., заявляет Игорь Никитин, министр информационного развития и связи (МИРС). Он рассчитывает, что эти специалисты помогут министерству достичь амбициозной цели — вывести регион в топ-10 лидеров России по цифровизации.
Business Guide: Название вашего министерства звучит космически. Опишите, пожалуйста, простыми словами, чем занимается МИРС и как это влияет на жизнь обычного пермяка.
Игорь Никитин: Не понимаю, где в названии нашего министерства скрыт космос, разве что буквы «МИР» трактовать как название космической станции, а «С» — как старорусскую добавку к словам, типа «извольте-с». Если приземленно, то мы решаем несколько задач, которые в общем нацелены на достижение цифровой трансформации региона. Чтобы у жителей была возможность совершать все необходимые действия с мобильного телефона или ноутбука — покупки, оплату ЖКХ, получать государственные и муниципальные услуги и сервисы, учиться и работать, смотреть онлайн-кинотеатры, использовать различные инновационные и интеллектуальные системы. Чтобы ИТ-бизнес на территории региона мог заниматься созданием новых продуктов международного уровня. Чтобы промышленные предприятия использовали возможности цифровизации для увеличения эффективности и производительности, улучшения контроля издержек и прогнозируемости всех процессов.
BG: Трансформация предполагает преобразование. В каком состоянии находился Пермский край, когда вы стали министром информационного развития и связи, и как оно изменилось с тех пор?
И.Н.: Очень интересный вопрос. Начну с того, что есть такие понятия, как «автоматизация» и «цифровизация», и между ними существует принципиальная разница. До нашего прихода министерство занималось автоматизацией: переводило бумажные процессы в электронный вид, оставляя и бумагу, и прежние способы организации процессов. Цифровизация — это коренная переделка всех процессов, которая подразумевает, что данные рождаются в электронном виде, живут в электронном виде и исчезают в электронном виде. Ни на одном из этих этапов бумага как таковая не появляется. Мы делаем так, чтобы в нашей жизни не было необходимости в бумаге. Самый яркий на сегодняшний день пример на федеральном уровне — то, что произошло со СНИЛС. Есть у вас такая зеленая ламинированная карточка?
BG: Да.
И.Н.: Теперь она не нужна. Достаточно номера и записи в реестре Пенсионного фонда.
BG: То есть теперь я не обязана, как раньше, предъявлять это удостоверение при получении определенных госуслуг?
И.Н.: Нет, не обязаны. У вас, как и прежде, могут его попросить, но потребовать не имеют права.
Другой пример, осознать который еще тяжелее — трансформация, случившаяся со свидетельством о регистрации права собственности. Теперь при оформлении любой сделки в МФЦ вы можете обойтись без этого документа. Он также занесен в общий реестр юридических объектов.
Третий пример — деньги. Ловлю себя на мысли, что неделями не просто не использую бумажные купюры, но даже банковские карточки не достаю, потому что все покупки оплачиваю посредством поднесения телефона к терминалу.
Постепенно мы движемся к тому, чтобы бумаги становилось все меньше. Есть истории, которые не так очевидны. Например, МИРС участвует в процессе перевода государственных и муниципальных услуг в электронный вид. Из них уже почти половина оцифрована.
С марта 2020 года, когда в связи с пандемией коронавируса были введены ограничительные меры, востребованность портала «Госуслуги» выросла колоссально. Мы решили многие задачи, в том числе осуществили социальные выплаты, помогли гражданам выехать из-за рубежа и так далее. Понятно, что без трудностей не обошлось. Когда десятки миллионов людей одновременно бросились на сайт, серверы оказались не готовы к такой нагрузке. Технические сбои привели к недовольству, но в итоге ситуацию удалось отработать.
BG: У меня вопрос как у пользователя приложения «К врачу». Опция «Вызов врача на дом» предусмотрена, но недоступна, при записи к специалистам часто предлагается «Запись только в регистратуре». Вопрос в качестве приложения или к работе системы здравоохранения?
И.Н.: Приложение «К врачу» разработано по заказу правительства Пермского края компанией «РТ МИС» (ранее компания называлась «СВАН».— BG), которая занимается в целом реализацией краевой информационной системы здравоохранения. Начнем с того, что это приложение работает. Я лично убедился в этом, когда мой брат, не айтишник, сумел с помощью него записаться к врачу. Другая история — как организована работа лечебных учреждений по внедрению и использованию этого приложения. Этот вопрос мы изучаем и анализируем, как решить имеющиеся проблемы. Есть, например, отдельный KPI на свободные бирки, на запись в этот же или на следующий день. Основная проблема сейчас заключается в корректировке бизнес-процессов, связанных с «ковидом», которые, в свою очередь, повлияли на изменение некоторых опций. Наша главная задача — обеспечить работу медиков по борьбе с этой инфекцией. Признаем честно, к этой истории не был готов ни город, ни страна, ни мир в целом.
BG: Какие отрасли оказались наиболее подготовленными и легче всего адаптируются к процессу цифровизации, а какие, напротив, испытывают затруднения при переходе?
И.Н.: Отвечая на этот вопрос, вернусь к теме, в каком состоянии находился Пермский край в момент нашего прихода. Четыре года назад здесь был greenfield, практически непаханое поле. Локальные системы (тот же электронный документооборот, почта, антивирусы) были установлены, но они не были интегрированы между собой. Наша задача заключалась в том, чтобы создать комплексный ландшафт, и мы системно идем к этому результату.
Наш флагманский проект — портал «Управляем вместе». Благодаря ему жители Пермского края получают обратную связь от чиновников не спустя 30 дней, как раньше, а в течение шести рабочих дней. Причем не просто ответ на свой запрос, но и информацию о том, как решена или когда будет решена проблема. Таким образом мы уже решили более 43 тыс. проблем. Это очень серьезный результат. С марта у жителей Пермского края появилась возможность сообщить на портал о высоких ценах на медицинские маски или их отсутствии в аптеках, о несоблюдении заведениями края карантинного режима, завышении цен на социально значимые продовольственные товары, об отсутствии товаров первой необходимости в объектах розничной торговли. Дополнительно на сайте функционировал калькулятор доплат сотрудникам медучреждений, работающим с больными коронавирусной инфекцией, и если расчет не совпадает с ожиданиями или действительностью, то можно сообщить об этой проблеме. Онлайн-калькулятор учитывает учреждение, в котором работает медик, его должность, характер контактов с больными «ковидом» и пациентами из группы риска, период расчета и количество отработанных часов. Сервисом воспользовались более 11 тыс. раз.
На платформе «Управляем вместе» в период пандемии мы в тестовом режиме отработали запуск системы электронных пропусков. Многие могут сказать, что это цифровой концлагерь, зачем это надо и так далее. Мы внимательно изучили опыт Москвы и других субъектов Федерации, которые такой механизм внедряли, и остановились на стадии «пилота». Наша задача заключалась в том, чтобы понять, как избежать внедрения бумажных разрешений и избавить жителей от дополнительных хлопот, с этим связанных. Мы эту задачу решили, и при необходимости, например если оперштаб по борьбе с коронавирусом примет решение об ужесточении карантинных мер, сможем начать использование системы электронных пропусков в любой момент.
BG: Поясните, как это отразится на мне как на пермяке?
И.Н.: Технически все просто: вы должны будете зарегистрироваться, если не сделали этого раньше, на сайте «Госуслуги». Дальше на портале «Управляем вместе» необходимо заполнить раздел с информацией, по какой причине вы хотите выйти на улицу, и получить соответствующее разрешение. Никакой бумажки для этого не потребуется, вам будет присвоен QR-код, считать который при необходимости смогут сотрудники органов внутренних дел с помощью специального приложения, которое имеется у них.
BG: Этот QR-код позволит определять мою геолокацию в конкретный момент времени?
И.Н.: Существуют разные стадии перехода на такой режим. Мы можем отслеживать геолокацию при необходимости. В определенных случаях необходимо знать, куда и откуда движется человек. Нужно рассматривать вопрос немного в другой плоскости — насколько эта система защищена с точки зрения того, чтобы информация о вас не утекла к злоумышленникам, например.
BG: И насколько эта система защищена?
И.Н.: Система аттестована по требованию всех регуляторов. Соответственно, у нас есть все механизмы, чтобы данные были надежно закрыты. Ни при каких обстоятельствах эти данные не могут быть использованы во вред гражданам.
BG: Какие еще проекты из тех, что реализует министерство, вы считаете успешными?
И.Н.: Мы внедрили региональную информационную систему закупочной деятельности. Все органы власти, органы местного самоуправления и их подведомственные учреждения централизованно работают в единой системе, и мы получаем информацию обо всех процедурах, которые проходят на территории края. Благодаря этому механизму мы экономим на процедурах организации закупок. Самое главное — сейчас все процессы протекают в прозрачном формате. Что это дает в реальной жизни?
Если помните, раньше дороги начинали ремонтировать во второй половине лета в лучшем случае. Теперь даже еще снег не успел сойти — подрядчики готовы выйти дороги делать. Эффективность освоения бюджетных средств сейчас совершенно другая, нежели была раньше.
Третья система, которую мы запустили, — «Облачная бухгалтерия». Она объединяет все государственные и муниципальные учреждения края в части управления финансово-хозяйственной деятельностью. Ее внедрение позволило сэкономить свыше 600 млн руб. бюджетных средств.
Вот, пожалуй, три наших «кита» — «Управляем вместе», РИС «Закупки» и «Облачная бухгалтерия».
Еще один классный кейс, действие которого я испытал на себе, цифровая медицинская карта. Некоторое время назад я пришел к врачу, а у него на столе бумаги нет. На его вопрос, были ли у меня какие-то переломы, я затруднился ответить. Он тут же зашел в систему и сообщил, что три года назад я, оказывается, приходил с жалобами. В течение нескольких секунд становится доступной информация из оцифрованного архива за последние 15 лет! И неважно, в какой точке Пермского края ты находишься, база единая и хранится она в одном месте.
BG: Врачи жалуются, что система часто «висит» и часто меняется и они вынуждены тратить время на нее, а не на пациента.
И.Н.: Действительно есть проблемы, связанные с работой системы «Промед». Мы совместно с коллегами из минздрава разбираемся с этой историей. Суть проблемы и механизм ее решения нам понятны. Мы выявили слабое звено в лабораторном фонде, где пошла сверхнагрузка по исследованиям.
BG: Если говорить о проекте «Умный город», который реализуется в Пермском крае, каких результатов удалось достичь в рамках него? Чем качество жизни в городах, участвующих в проекте, отличается от тех, которые в нем не участвуют?
И.Н.: Сразу скажу: «Умный город» — это история не про то, что вы уснули в одном городе, а проснулись совершенно в другом, сказочном. Это из области фантастики. «Умный город» — проект, который предполагает системную работу руководства муниципального образования над тем, чтобы все новые решения были стратегически увязаны между собой и использовали самые современные технологии.
BG: То есть умный город — это, прежде всего, умный руководитель?
И.Н.: Очень хорошее замечание. По сути, да. В проекте на сегодняшний день участвуют 12 муниципалитетов Пермского края: Пермь, Березники, Чайковский, Соликамск, Нытва, Краснокамск, Лысьва, Чусовой, Добрянка, Красновишерск, Кунгур и Оханск. По каждому городу есть «дорожная карта», в которой указано, какие мероприятия должны осуществляться по ключевым направлениям: в сфере диспетчеризации зданий, безопасности, туризма, «умного света» и так далее. В общей сложности по всем муниципалитетам насчитывается 336 мероприятий.
Из показательных историй — реализация в Соликамске проекта «Умный свет». Если бы у нас сейчас была возможность посмотреть на город с высоты, мы бы заметили резко увеличившуюся освещенность улиц. Тем временем уровень энергопотребления значительно снизился. На внедрении умных технологий по свету мы экономим 40–50%. В Перми уже давно реализуется большой — на несколько сотен миллионов рублей — проект «Умный свет». Примерно четверть всех светильников готовится к замене. С учетом предстоящего 300-летия города проект постоянно модернизируется. Если раньше хотели просто светильники поменять, то теперь уже говорим о замене световых опор и прокладке магистральных сетей. Это влечет за собой серьезное удорожание инвестиций, но и эффект усиливается.
В следующем году ключевые направления проекта будут существенно расширены. Проект «Умный город» трансформируется в «Цифровой регион», что позволит сформировать единую долгосрочную программу развития края до 2030 года и далее. До конца 2024 года в проект должны войти все муниципальные образования края. Наша задача как айтишников — воедино связать информацию о внедряемых умных решениях и вывести ее на дашборд для каждого мэра. Чтобы, сидя у себя в кабинете, руководитель мог держать руку на пульсе городского организма.
BG: За счет каких ресурсов планируется внедрять такие решения? Бюджет или частные инвестиции?
И.Н.: В первую очередь средства будут закладываться в региональный и местные бюджеты. Кроме того, прорабатываем вопрос с частными компаниями о государственно-частном партнерстве. Есть понимание, что такие большие интеграторы, как госкорпорация «Ростех», «Ростелеком», «ЭР-Телеком», МТС, МегаФон, уже активно просчитывают проекты, в которые пойдут по такому сценарию. Конечно, надеемся на федеральные субсидии в рамках реализации нацпрограммы «Цифровая экономика».
BG: Во время визита в Пермь вице-премьер Дмитрий Чернышенко говорил о необходимости разработки методики оценки цифровой зрелости регионов. В вашем понимании, что такое цифровая зрелость территории, по каким критериям ее оценивать и является ли Пермский край зрелым в цифровом отношении регионом?
И.Н.: По прошлогодней оценке, Пермский край занимает 17-е место в рейтинге Высшей школы экономики инновационного развития субъектов РФ, 35-е место — в рейтинге Министерства цифрового развития РФ по индексу цифрового развития регионов и седьмое место — по индексу научно-технического развития РИА «Рейтинг». Но данные оценки нельзя назвать оценками цифровой зрелости! Очевидно, что назрела необходимость разработки методики единого рейтинга по цифровизации, и мы совместно с Минцифрой России будем решать эту задачу. Пермский край выступит в качестве «пилотной» территории. Оценка цифровой зрелости — это многоуровневое исследование субъектов экономики, которое позволяет оценить потенциал ее роста, выявить зоны развития и разработать индивидуальную стратегию цифровой трансформации. Одна из наших суперцелей — войти в десятку лидеров среди регионов по цифровизации.
BG: Назовите, пожалуйста, лидеров ИТ-отрасли региона, продукция которых востребована на российском и, возможно, международном рынках.
И.Н.: «ЭР-Телеком» — компания №1 в Пермском крае и №2 в стране по предоставлению широкополосного доступа в сеть Интернет. Впереди только «Ростелеком», но это государственное предприятие. Мощно развивается компания «Промобот». Одна из последних разработок — антропоморфный робот. Компания ITPS занимается разработкой приложений для нефтегазовых месторождений, но у них есть интересный проект по созданию «умных часов» — прибора, который вычисляет не только потраченные вами калории, но и поступившие в ваш организм. Это уникальная разработка.
В общей сложности на пермском ИТ-рынке работают около 1700 компаний и 16 тыс. айтишников. До конца 2024 года стоит задача нарастить их количество до 22 тыс. человек. При этом самое важное — увеличивать их вклад в развитие цифровой экономики региона.